Доктор политических, наук, профессор Государственного университета управления Виктор Титов – о вручении Дональду Трампу премии мира ФИФА. Как известно, на прошлой неделе мы все стали свидетелями важного политического события – Дональд Трамп всё-таки добился своего и, наконец-то, получил долгожданную премию мира. Не от Нобелевского комитета, а от ФИФА. Шеф мирового футбола Джанни Инфантино признал «миротворческие» заслуги хозяина Белого дома. И с барского плеча вручил ему блестящую золотую «побрякушку» на церемонии жеребьевки финального турнира чемпионата мира по футболу 2026 года.
«Шоу уродов» – нет, это не моя оценка описанной выше церемонии. Так назвал всё это глумливое и невразумительное действо тренер сборной Норвегии по футболу Столе Сольбаккен. И вообще, жеребьевка финального турнира чемпионата мира-2026, которая прошла 5 декабря в Вашингтоне, – это во многом было публичное представление «имени Трампа» и почти полностью посвященное Трампу. Если кто смотрел это своеобразное зрелище, то он не мог не заметить, что собственно футбола там было совсем немного. Процедура с вытягиванием «яиц» с названиями команд и распределением их по группам заняла не более 40 минут. Оставшиеся два часа на сцене солировал «тамада» Инфантино, который на этот раз, к моему удивлению, был не в пижаме (как на объявлении городов-хозяев матчей чемпионата мира), а в официальном костюме и «при галстуке». Оно ведь и понятно, Трамп, как известно (Зеленский не даст соврать!), любит официально-деловой стиль. А в остальном всё было как всегда: Инфантино на ломаном английском долго рассказывал какие-то шутки-прибаутки, от которых смешно (судя по сдержанной реакции зала) было только лишь ему одному.
А вскоре, минут через двадцать после начала церемонии, на сцену вышел и второй, грустный и престарелый «тамада» Дональд Трамп. А еще на сцену ради протокола поднялись президент Мексики Клаудия Шейнбаум и премьер Канады Марк Карни. Куда же без них, ведь Мексика и Канада – тоже хозяева чемпионата мира. Но присутствие Шейнбаум и Карни, конечно, смотрелось дисгармонично, как необходимая и, увы, почти неизбежная в таких случаях дань протоколу. Солировали двое – Инфантино и Трамп.
Стоило только Трампу ступить на сцену, и тут началось…. Мы все знаем, что во главе США стоит пожилой эгоцентрист, который любит лесть. Но здесь мне показалось, что даже тщеславный честолюбец Трамп в какой-то момент смутился – настолько уж подобострастным и заискивающим был поток неприкрытой публичной лести, который изливал на него Инфантино. И, разумеется, Трамп, как великий «миротворец», который примирил Камбоджу с Таиландом, Конго с Руандой и кого-то там еще, получил первую в истории премию мира ФИФА из рук президента этой самой ФИФА.
Действительно, в какой-то момент могло показаться, что всё происходящее в Центре исполнительских искусств Джона Кеннеди, – это не ради футбола, а «во имя Трампа». Но это было обманчивое впечатление. Безусловно, Инфантино и другие руководители ФИФА срежессировали и разыграли весь этот спектакль под названием «жеребьевка» в первую очередь «во имя себя». Ради своих финансовых и репутационных интересов. Во-первых, ради того, чтобы завоевать расположение лидера страны-главной хозяйки предстоящего мундиаля. Во-вторых, вручение «премии мира» Трампу – для них это еще и способ подчеркнуть свое глобальное влияние, выходящее за рамки спорта. Показать, что ФИФА в современном мире – это не только и не столько «про футбол», сколько «про политику». Про «отбеливание» политической репутации и конструирование глобальных медийных симулякров в эпоху «постправды». Боссы ФИФА использовали удобный случай еще раз напомнить, что они – неотъемлемая и важнейшая часть глобалистских политических элит. Тех самых элит, которые теперь вправе определять, кто у нас на планете Земля «главный миротворец» и «за мир во всем мире» (а кто, очевидно, «главный злодей» и «за войну»).
В общем, чем руководствовался Инфантино, вручая собственноручно придуманную им «премию мира» Трампу, предельно понятно. В конце концов, если Зеленский и Орбан могут манипулировать американским президентом, публично и цинично льстить ему для достижения собственных финансово-политических интересов, то почему шеф ФИФА не должен поступать подобным образом? То есть, Трамп для него – лишь инструмент. Средство, позволяющее достичь главной двуединой цели, – заработать как можно больше денег и параллельно с этим усилить свое политическое влияние.
Иной вопрос состоит в том, зачем всё это нужно Дональду Трампу. Очевидно же, что подобные (по большому счету, имитационные и симулятитвные) «награды» серьезно портят публичный имидж лидера США. Делают из него если и не гротескную фигуру, то непонятного «свадебного генерала». Создают образ предельно мелкого и эгоцентричного политика, падкого до наград. Готового ряди очередного ордена, медали или премии по первому зову мчаться на все сколько-нибудь статусные мероприятия, будь то футбольные жеребьевки, конкурсы, свадьбы или похороны. Главное, чтобы на этих мероприятиях он, Трамп, был в центре внимания, чтобы ораторы безудержно славили «дорого Дональда Фредовича» и вручали ему всевозможные (в том числе, учрежденные специально для него) награды.
Что здесь можно сказать? Похоже, мы с вами становимся свидетелями постепенной «брежневизации» Дональда Трампа. Лесть, подобострастие, ордена-медали-звания – все символические атрибуты «позднего Брежнева» налицо. Однако есть и существенное различие. Брежнев, очевидно, любил, когда ему льстят другие, но не опускался до безудержного славословия в адрес себя любимого. Не рассказывал, что он «остановил восемь войн», а завтра остановит девятую. Но здесь надо упомянуть, что советский лидер был, всё-таки, и сдержаннее, и интеллигентнее, и моложе нынешнего президента США. Трамп же в этом плане начисто лишен какой-либо скромности и абсолютно расторможен.
Кстати, уважаемые читатели могут обратить внимание на симптоматичный факт: на первом сроке своего президентства американский лидер при всём своем тщеславии был более сдержан в том, что касается публичного самолюбования. Так что, возможно, это возрастное. В конце концов, Брежнев тоже стал обильно «обвешивать» себя наградами не на второй день после того, как сел в кресло генсека, а уже ближе к концу своего правления. Поэтому, есть у меня подозрение, что премия мира ФИФА – это отнюдь не венец, а только начало наградного марафона Дональда Трампа, известного «миротворца», «футболиста» и просто хорошего человека.
Печать