Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о парафировании мирного соглашения Азербайджаном и Арменией.Дональд Трамп, конечно, пиар-гений. Он вновь продемонстрировал свой талант к созданию медийного шума, введя в заблуждение мировые СМИ относительно реального значения подписанного в Белом доме 8 августа документа между Арменией и Азербайджаном. Вместо ожидаемого мирного договора стороны парафировали лишь декларацию с семью пунктами, зафиксировав согласие с текстом будущего договора. Сам его проект был опубликован лишь 11 августа. Он не действует, и будет принят не скоро.
Несмотря на громкие заявления и использование термина «официальная церемония подписания мирного договора» на деле произошло лишь парафирование – формальное подтверждение сторонами текста «Соглашения об установлении мира и межгосударственных отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения». Это, безусловно, шаг вперед, но до полноценного мирного договора еще далеко.
Ключевой момент заключается в том, что само «Соглашение об установлении мира», состоящее из 17 пунктов, ни Армения, ни Азербайджан не приняли. Переговоры по тексту соглашения велись с 2020 года при участии России (США имели к этому самое поверхностное отношение, но примазались на финальном этапе).
Финальное согласование произошло в марте, когда Армения одобрила последние спорные пункты, уже без участия посредников. Таким образом, церемония в Белом доме стала скорее красивым жестом, чем реальным прорывом в урегулировании конфликта.
И Алиев, и Пашинян заинтересованы в поддержании хороших отношений с Трампом. В случае эскалации конфликта они смогут апеллировать к нему, обвиняя противоположную сторону в нарушении договоренностей. Для Армении, находящейся в более слабой позиции, убежденность Трампа в окончании конфликта – своеобразная страховка от новой азербайджанской военной агрессии, по крайней мере, до следующих президентских выборов в США.
А вот когда и при каких обстоятельствах будет принято мирное соглашение – большой вопрос. Азербайджан выдвигает два ключевых требования: ликвидация Минской группы ОБСЕ и изменение Конституции Армении, в которой, по мнению Алиева, содержатся территориальные претензии. Спорным моментом является ссылка в преамбуле армянской Конституции на Декларацию о независимости, упоминающую «воссоединение Армянской ССР и Нагорного Карабаха». Алиев видит в этом угрозу возможной попытки отвоевать Карабах в будущем.
В целом, ситуация остается сложной и неоднозначной. До реального мира еще предстоит пройти долгий и трудный путь. А любящий самопиар Трамп лишь умело воспользовался моментом, чтобы представить себя миротворцем.
Печать