Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о проблеме контроля над агрессивными гражданами с психическими расстройствами.Намедни в Нижнем Новгороде правоохранители задержали «городского сумасшедшего», в холодильнике которого были обнаружены расчлененные трупы котят и щенков. (Люди, хорошо знакомые с историей маньяков-убийц, на этом моменте наверняка вспомнили о деле маньяка Джейсона Мэйси). Обнаружились в захламленном жилище и живые, но крайне истощенные животные, которых «вивисектор», очевидно, еще не успел умертвить. Выяснилось, что мужчина состоит на специализированном учете как психически больной. При задержании к нему пришлось применить физическую силу. По последним данным, Андрея П. направили в психиатрическую клинику для обследования. И эта история закономерно приковала внимание немалой части общественности к проблеме контроля над психически больными людьми.
Как это не печально, но сообщения о нападениях со стороны психически больных людей, у которых уже диагностированы различные расстройства, достаточно часто мелькают в новостной ленте.
В марте 2025 года мы узнали о том, что психически больная жительница Зеленограда, напавшая на трехлетнюю девочку на прогулке, ранее уже проходила в качестве обвиняемой по уголовному делу об угрозах убийством ребенку (ей тогда назначили принудительное лечение).
В мае 2023 года в Новохоперске психически больной мужчина за одну ночь забил насмерть двух человек.
В декабре 2022 года в Мурманске психически нездоровый мужчина отправил в реанимацию незнакомого попутчика, разбив ему голову кейсом с перфоратором.
В июле 2022 того же года психически больной мужчина избил до смерти 74-летнего пенсионера его же деревянной палкой.
10 ноября 2020 года в Краснодаре к восьмилетнему мальчику подошла незнакомая ему женщина, схватила и поволокла в неизвестном направлении. Спасти ребенка удалось лишь благодаря вмешательству прохожих, которым женщина угрожала молотком. В итоге выяснилось, что в отношении неудавшейся похитительницы уже проводились проверки, в результате одной из которых она была помещена на лечение в «специализированное медицинское учреждение».
Отдельного внимания заслуживает вопрос о психически больных, регулярно терроризирующих соседей. Отдельные случаи еще можно назвать «условно безобидными». Например, 8 марта 2024 года в Челябинске психически больная женщина «поздравила» своих соседей, бегая по подъезду с молотком в руках и стучась им в двери квартир. Однако большинство таких случаев куда серьезнее. Так, весной 2024 года в Севастополе один «буйный сосед со справкой» сначала напал на жильцов квартиры на первом этаже с ножом (итог – семь ранений у главы семейства), потом поджег им дверь, попытался взорвать ее при помощи самодельной бомбы и, наконец, разбил окно и забросал жилище «врагов» коктейлями Молотова.
В Дзержинском районе Ярославля один из жильцов дома №7 по улице 1-я Кольцовая уже несколько лет держитв страхе всех соседей. Дошло до того, что дети передвигаются по подъезду под охраной родителей, старушки сидят по домам, у водителей переколочены авто. Один раз «буйного» забрали на несколько дней сотрудники полиции (после очередного избиения постороннего человека и разбитой машины соседа). Однако затем этого милого джентльмена отпустили, и все повторилось вновь...
Причем попытки привлечь таких людей к ответственности иногда приводят к нападениям на представителей власти. Например, весной 2018 года в Сочи мужчина с диагнозом «Органическое бредовое расстройство» сначала угрожал участковому ножом, а потом попытался поджечь «коктейлями Молотова» служебные автомобили на территории местного пункта полиции. В итоге его освободили от уголовной ответственности и отправили лечиться.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, какую опасность «агрессоры со справкой» представляют для медиков. Многие наверняка помнят историю московского фельдшера скорой помощи Игоря Акимова. В 2016 году его вместе с коллегами вызвали родители молодого человека с психическим расстройством. Первоначально врачи уверяли семью, что он не опасен для общества. Однако лечение не помогало, юноша стал агрессивным и начал избивать бабушку. В итоге родители вызвали скорую и согласились на госпитализацию. Для фельдшера Игоря Акимова это обернулось ударом ногой в голову и реанимацией.
Большую угрозу для медиков представляют и «неофициальные психи». В декабре 2024 года фельдшер и водитель скорой помощи приехали на вызов к жительнице Можги (Удмуртия). Сын женщины начал угрожать медикам ножом и не позволял им покинуть квартиру. «Эскулапы» смогли сбежать только после того, как мужчина отвлекся и ушел на кухню. В итоге у мужчины было выявлено психическое расстройство, и суд освободил его от уголовной ответственности.
Проблема «психических» существует, и ее нужно решать. Попытки игнорировать само наличие этого вопроса неизбежно закончатся ростом двух показателей – количества людей, убитых и покалеченных психически нездоровыми гражданами, и числа участников «судов Линча». Предметом для дискуссии могут служить лишь пути решения проблемы.
Печать