Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о провале коалиционных переговоров ÖVP и FPÖ.После парламентских выборов 29 сентября 2024 года Австрия, остававшаяся без действующего правительства уже более 130 дней, потеряла последнюю надежду на выход из политического тупика: анонсированные в начале января переговоры между Австрийской народной партией (ÖVP) и Партией свободы Австрии (FPÖ) зашли в тупик, что может стать самым серьезным кризисом последнего десятилетия.
Борьба за Министерство внутренних дел14 февраля стало известно, что переговоры провалились из-за бескомпромиссной позиции лидера FPÖ Герберта Кикля по вопросу контроля над МВД, которое курирует правоохранительные органы и разведку, а также отвечает за борьбу с терроризмом и миграционную политику.
FPÖ настаивала на передаче этого поста своему представителю, заявляя о необходимости жестких мер против нелегальной миграции и устранения "влияния левых экстремистов" в государственных органах.
В свою очередь, ÖVP опасалась повторения скандала 2018 года, когда полиция по указу занимавшего тогда пост главы МВД Кикля провела обыск в Разведуправлении Австрии, что было воспринято как "попытка правых сил установить контроль над ключевыми институтами страны" и привело к серьезному конфликту с разведсообществом стран ЕС (ряд ведомств ограничили обмен разведданными с Веной).
В середине февраля 2025 года ÖVP предложила компромисс: создать отдельное Министерство по вопросам миграции и охраны границ, которое возглавил бы представитель FPÖ, оставляя за ÖVP контроль над МВД. Однако Кикль отверг этот вариант, заявив, что без контроля FPÖ над МВД сделки не будет.
Все тайное становится явнымПараллельно в СМИ просочились внутренние документы ÖVP, свидетельствующие о том, что с начала января партия начала подготовку к досрочным выборам, подтверждая подозрения, что переговоры с самого начала использовались ÖVP для затягивания времени.
Более того, выяснилось, что Германия, Франция, США, Великобритания и Нидерланды оказывали давление на австрийские власти, угрожая Вене ограничениями в рамках Европола и Шенгенской информационной системы в случае прихода FPÖ к власти, ссылаясь на ее "связи с Россией, представляющие угрозу общеевропейской безопасности".
Сценарии выхода из кризисаПосле срыва коалиционных переговоров президент Австрии Александер Ван дер Беллен обозначил 4 пути решения кризиса:
1. Досрочные выборы — наиболее вероятный вариант. Учитывая парламентские процедуры и время на подготовку, они могут состояться не ранее июня 2025 года.
2. Правительство меньшинства — ÖVP может в одиночку сформировать кабинет, который будет вынужден опираться на ситуативную поддержку других партий и вряд ли окажется стабильным.
3. "Правительство экспертов" — кабинет непартийных технократов мог бы стабилизировать ситуацию и решить проблему дефицита бюджета. Такой вариант уже применялся в 2019 году после т.н. Ибица-гейт, однако решение потребует одобрения парламента.
4. "Большая коалиция" — гипотетически ÖVP и социал-демократы (SPÖ) могли бы создать правительство национального единства, однако вариант маловероятен в силу идеологических разногласий.
Перспективы на выборахВ случае проведения досрочных выборов опросы дают следующие прогнозы:
🔹FPÖ остается самой популярной партией, заметно увеличивая свою поддержку (35-37%), а Герберт Кикль, имея полную поддержку партии, намерен добиваться поста канцлера.
🔹ÖVP сохраняет свои позиции (22-24%), но и.о. главы партии Кристиан Штокер не имеет достаточной поддержки у со-партийцев, расколотых на умеренных и консерваторов.
🔹SPÖ тоже остается при своих (21-23%), однако глава партии Андреас Баблер все еще не в состоянии справиться с оппозицией лево-радикалов.
Стоит отметить, что ÖVP и SPÖ уже перерасходовали свои бюджеты на сентябрьских выборах, в то время как FPÖ, став 1-й парламентской партией, получила заметные ресурсы, которые могут быть пущены на новую предвыборную кампанию.
Даже в случае более убедительной победы FPÖ на новых выборах баланс сил не изменится кардинально, а урегулирование кризиса потребует готовности к компромиссам от всех партий.
Печать