Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о предстоящих парламентских выборах в Косово.Парламентские выборы в самопровозглашенном Косово, назначенные на 9 февраля 2025 года, станут 1-ми с момента объявления независимости в 2008 году, когда правительство отработало полный срок. Тем не менее, выборы пройдут на фоне усиления противостояния с Сербией, роста националистических настроений и ухудшения экономических перспектив из-за усиливающейся миграции населения в страны ЕС.
Избирательная системаОднопалатная Ассамблея Республики состоит из 120 мест, из которых 100 распределяются среди партий, преодолевших 5%-й барьер, а 20 зарезервированы для национальных меньшинств (барьер не применяется):
🔻Сербы — 10 мест;
🔻Босняки — 3 места;
🔻Турки — 2 места;
🔻Цыгане, ашкали, египтяне — 4 места в сумме (по 1 каждой общине и дополнительное место для общины, набравшей больше голосов, чем другие);
🔻Горанцы (славяне-мусульмане) — 1 место.
Выборы проходят в едином избирательном округе на пропорциональной основе по открытым партийным спискам: избиратели голосуют за 1 партию и выбирают до 10 кандидатов из списка (ранее — до 5).
Избиратели и явкаЧисло зарегистрированных избирателей составляет 2 075 868 человек, включая 104 924 за рубежом. Голосование за рубежом осуществляется 2 способами:
🔹по почте (9 января – 8 февраля);
🔹очно в дипмиссиях в 22 странах мира (8 февраля 2025 года).
Ожидаемая явка — в районе 50% (45-55%), что соответствует показателям предыдущих парламентских выборов.
Участвующие партии и прогнозыВ выборах участвуют 20 партий, 5 коалиций, 2 гражданские платформы и независимый кандидат Фатмир Бытыкьи — всего 28 политических субъектов.
Одним из резонансных событий накануне выборов стало решение ЦИК Косово 23 декабря 2024 года отказать в регистрации на выборах "Сербскому списку" — главной партии косовских сербов. Решение вызвало бурный протест со стороны Белграда, а спустя 2 дня решение ЦИК было отменено Комиссией по жалобам и апелляциям.
Фаворитом выборов является правящее Движение "Самоопределение" (LVV), чей список возглавляет действующий премьер-министр Альбин Курти — ему прогнозируют 51,2% (+0,9 п.п.) голосов и 55 мест (+1).
Главные оппозиционные партии также демонстрируют небольшой рост:
🔹Демократическая партия Косово (PDK) — 19,1% (+2,1 п.п.) и 21 место (+2);
🔹Демократическая лига Косово (LDK) — 15,5% (+2,8 п.п.) и 16 мест (+1);
🔹Коалиция "За победителей Косово" (Альянс за будущее Косово (AAK) – Социал-демократическая инициатива (NISMA) – Консервативный список – Интеллектуальный форум E-30) — 7,8% (+0,8 п.п.) и 8 мест.
Вероятно, "Самоопределение" удержит свои позиции, однако этого не хватит для абсолютного большинства в парламенте, поэтому будут неизбежны коалиционные переговоры.
Наиболее вероятный сценарий — альянс LVV с лояльными партиями исламских нацменьшинств (босняки, турки, египтяне, ашкали, горанцы), что даст до 65 мест из 61 необходимых, обеспечив Курти стабильное большинство.
Политические последствияПобеда LVV означает сохранение политического курса Курти на политическую и экономическую интеграцию с Албанией (отмена пограничного контроля в 2023 году, объединение энергосистем в 2024 году, проект строительства автотрассы Приштина-Тирана), а также на вхождение Косово в ЕС и НАТО для окончательного закрепления независимости от Сербии и получения западных субсидий.
Однако победа Курти также означает сохранение курса на конфронтацию с Белградом, несмотря на то, что членство Косово в ЕС и НАТО маловероятно без нормализации отношений с Сербией.
Приштина, скорее всего, продолжит оказывать давление на Ассоциацию сербских муниципалитетов в районе Митровицы, а Белград, в свою очередь, продолжит добиваться на международной арене отзыва признания Косово (с 2017 года 15 стран отозвали свое признание; также 5 стран ЕС — Испания, Греция, Румыния, Словакия, Кипр — не признают Косово).
Вероятно, что на фактической границе с Сербией косовары продолжат провокации (например, инцидент с гибелью косовского полицейского осенью 2023 года), что может вызвать резкую эскалацию от холодного противостояния к военному конфликту.
Печать