Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов - об итогах досрочных парламентских выборов в Ирландии.Вопреки правилам, досрочные парламентские выборы в Ирландии, состоявшиеся 29 ноября 2024 года, стали результатом не политического кризиса, а холодного расчета правящей коалиции.
Партнеры — Фине Гэл, Фианна Файл и Зеленая партия — решили распустить парламент на пике своей популярности, чтобы избежать потери власти к 2025 году из-за роста недовольства миграцией, жилищным кризисом и снижением уровня жизни.
При этом если первые рассчитывали улучшить позиции, то Зеленая партия, ослабленная внутренним расколом, надеялась минимизировать потерю депутатов.
Избирательная системаЭлекторальная реформа 2022–2023 годов увеличила число депутатов Дойл Эрен со 160 до 174 и количество многомандатных округов с 39 до 43, отражая рост населения Ирландии.
Депутаты избираются на пропорциональной основе при помощи рейтингового голосования, позволяющего ранжировать кандидатов в порядке предпочтения.
Для победы необходимо набрать больше голосов, чем составляет избирательная квота в округе. Если число голосов у победителя превышает квоту, то избыток распределяется между оставшимися кандидатами. Если никто не преодолевает квоту, то из гонки последовательно исключаются кандидаты с наименьшим числом голосов, а поданные за них голоса переходят другим.
Система повышает шансы малых партий и самовыдвиженцев на попадание в парламент, но приводит к его фрагментации и усложняет формирование устойчивых коалиций.
Количество избирателей и явкаДля участия в выборах было зарегистрировано 3 689 896 избирателей, явка составила 60,12%. Хотя показатель является достаточно высоким по мировым меркам, для Ирландии он стал одним из самых низких с 1923 года, отражая апатию молодежи, усталость от статус-кво и разочарование в ведущих партиях.
Партии и кандидатыНа 174 мандата претендовали 20 партий и 686 кандидатов, включая 171 самовыдвиженца. Главными конкурентами были 3 “старые” партии:
Фианна Файл — центристы, выступающие за поступательные реформы и расширение социальных программ;
Фине Гэл — на контрасте с популистами позиционирует себя партией прагматичных технократов, делая ставку на молодежь;
Шинн Фейн — в прошлом радикальное движение, ныне главная оппозиционная партия, делает акцент на масштабных реформах и объединение Ирландии.
Результаты выборовПо итогам голосования, объявленным 2 декабря, в 31-й Дойл Эрен прошли 9 партий:
Фианна Файл — 48 мест (+10);
Шинн Фейн — 39 мест (+2);
Фине Гэл — 38 мест (+3);
Социал-демократы — 11 мест (+5);
Лейбористы — 11 мест (+5);
Независимая Ирландия — 4 места;
Солидарность-ЛВП — 3 места (-2);
Единство — 2 места (+1);
Зеленая партия — 1 место (-11);
Возмещение — 1 место;
Независимые — 16 мест (-3).
Фианна Файл стала главным бенефициаром, добавив себе 10 мест — лучший результат с 2007 года. Социал-демократы и Лейбористы также показали хорошие результаты, почти удвоив свое представительство.
Фине Гэл смогла сохранить свои позиции, а Шинн Фейн, несмотря на расширение фракции, потеряла заметную долю электората (-5,52 п.п.) и все еще остается в политической изоляции.
Зеленая партия показала худшие результаты, потеряв 11 из 12 мест, и столкнулась с вопросом о дальнейшем будущем.
Независимые политики, многие из которых оседлали антимигрантские настроения, сохранили влияние в парламенте и остаются важным фактором для формирования коалиции.
ПрогнозыВпереди сложные коалиционные переговоры, поскольку никто не получил абсолютное большинство, продолжая тренд, начатый в 1977 году.
Фианна Файл и Фине Гэл, имея в сумме 86 мест, скорее всего, продолжат сотрудничество и будут искать недостающих партнеров среди малых партий и независимых депутатов.
Ситуацией могут воспользоваться Лейбористы и Социал-демократы, потребовав заметные уступки в обмен на поддержку.
Примечательно, что ключевой проблемой нового правительства может стать протекционизм администрации Трампа: отток капитала в США грозит обрушить экономическую модель Ирландии, ставшей благодаря низким налогам хабом для американских ТНК в ЕС.
Печать