Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о миграционной составляющей отношений РФ и Таджикистана. Отношения между Россией и Таджикистаном я бы охарактеризовал, как стабильные, но не лишенные вызовов и проблем. Несмотря на тесные связи между лидерами двух стран и недавнее заявление министра иностранных дел Таджикистана о дружбе и братстве, существуют серьезные проблемы. И в первую очередь они связаны с трудовой миграцией таджикских граждан в Россию.
Трудовая миграция является важным аспектом отношений Таджикистана и России. В прошлом году из Таджикистана в Россию въехало 627 тысяч человек. Их денежные переводы (по данным за прошлый год, более $5 млрд) составляют значительную часть экономики Таджикистана
В то же время таджикские мигранты нередко сталкиваются с дискриминацией, нарушениями трудовых прав и ксенофобией. А в таджикских диаспорах пытаются заниматься прозелитизмом радикальные проповедники. Мои коллеги – исследователи из самого Таджикистана – подсчитали, что более 85% таджикских граждан, присоединившихся к террористическим группировкам, выехали в другие страны из России. То есть именно в России они получили соответствующую идеологическую «обработку».
Озабоченность Таджикистана по поводу обращения с трудовыми мигрантами вполне оправдана, о чём свидетельствуют заявления премьер-министра страны и уполномоченного по правам человека. Эти проблемы создают напряжение в двусторонних отношениях и являются серьёзным вызовом для России, стремящейся поддерживать стабильность в регионе. Несомненно, обеим странам нужно совместно заниматься вопросами безопасности, а спецслужбы двух стран должны работать в тесной кооперации, чтобы минимизировать риск радикализации в диаспорах.
Печать