Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о военной операции Израиля.
Очередной конфликт между Израилем и Ливаном некоторые называют третей ливанской войной. Но, наверно, это все-таки не совсем корректное высказывание. Дело в том, что Израиль ведет войну не с Ливаном. На самом деле это очень слабое государство, состоящее из трех этнических групп – христиан, суннитов и шиитов, с которыми Израиль и ведет войну. Точнее – с такой организацией, как Хезболла, которую активно поддерживает Сирия и Иран, являющийся шиитским государством.
Основная цель, по заявлению Израиля, – вытеснить Хезболлу с южных территорий Ливана, с которыми он граничит, за реку Литани. Очевидно, что Израиль это сможет сделать, тем более после того, как нанес катастрофическое поражение верхушке Хезболлы, уничтожив ее лидеров с помощью атак пейджеров и авиабомб, в следствии ударов которых был убит Хасан Насралла.
Но воевать с народом Ливана невозможно, точно также, как в секторе Газа. Конечно, Израиль обезглавливает руководство Хамас, но победить непосредственно арабов он не сможет. Для этого нужно осуществить геноцид. А этого Израилю никто не разрешит ни в секторе Газа, ни в Ливане тем более. И все вернется на круги своя.
Наверно, можно рассматривать войну в Ливане и с точки зрения внутренней политики Израиля. Правительство Нетаньяху теряет поддержку среди избирателей. Коалиция, которую Нетаньяху формировал после атаки Хамас на израильские территории и начала военных действий в секторе Газа, распалась. Это говорит о том, что и партийной поддержки у него нет. А ничего не консолидирует нацию лучше, чем наличие внешнего врага (в данном случае Хезболлы). Таким образом Нетаньяху пытается сохранить свой пост и усилить позиции перед следующими выборами в Кнессет.
Не знаю, как получится у Израиля воевать на двух фронтах. С военной точки зрения, это возможно. Но не нужно забывать, что Израиль – страна не очень большая. Приходится задействовать резервистов, а значит их нужно забирать из реального сектора экономики, что сильно по ней бьет. В том числе две войны значительно снижают туристическую привлекательность Израиля и ослабляют отрасль. Но, повторюсь, Нетаньяху в этой ситуации решает политические задачи.
Печать