Федор Лукьянов - об итогах парламентских выборов во Франции.
Итог внеочередных парламентских выборов во Франции показывает, что в условиях политических качелей (можно назвать умным словом волатильность) и нервозности избирателей возможны всякие политические трюки (намеренные) и просто шарахания (импульсивные). Макронисты сыграли умело, избежав для себя полной катастрофы. Можно даже сказать, что авантюра с неожиданным объявлением выборов себя оправдала – удалось сбить крайне правую волну.
Помимо очередного отодвигания Ле Пен президентские стратеги, видимо, рассчитывают, что победивший Новый народный фронт, в который собрались ради выборов разношёрстные силы, скоро рассыплется на составные части. Лидером левых себя считает Меланшон, но сомнительно, чтобы остальные, особенно социалисты, были готовы ему подчиняться. Предстоит вереница всяческих интриг, когда возможно всё, что угодно, либо ничего не возможно. Цель, надо полагать, продвинуть левого премьера, который будет зависеть от голосов макронистов в парламенте, соответственно, будет управляемым. Не так легко, но и не исключается.
Макрон, видимо, скоро попробует, почистив пёрышки, вновь зачирикать на арене, как ни в чём ни бывало. Восстановить престиж не получится, но и позволить себя окончательно списать не даст. На саммит НАТО в Вашингтон Макрон едет как желанный гость атлантического истеблишмента, предотвративший неприятность для последнего. Он оценит.
Более общий вывод, который полезно сделать из серии голосований июня и июля (Европарламент, Франция, Великобритания): мейнстрим по-прежнему достаточно устойчив. В его распоряжении достаточно средств – и манипулятивных, и смысловых (консерватизм избирателей не в смысле взглядов, а в смысле опасений радикальных перемен). Революционной ситуации нет, расширяется рамка для дозволенных колебаний. Это не означает, что совсем ничего не может измениться, но амплитуда невелика. Впрочем, глубокие социально-политическое проблемы, которые существуют на самом деле, решать в такой ситуации тоже никто всерьёз не будет. Рано или поздно это аукнется.
Печать