Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов - об интриге антирейтингов и тактического голосования во втором туре парламентских выборов во ФранцииСегодня, 7 июля, во Франции пройдет II тур досрочных парламентских выборов, который на глазах стал главной политической интригой лета.
Удастся ли “Национальному объединению” Марин Ле Пен воспользоваться историческим шансом и сформировать новое правительство, или же блок “Вместе за Республику” Эммануэля Макрона сможет избежать разгромное поражение?
Давайте разберемся, с чем партии подошли к финишной прямой.
Итоги I тура выборовРезультаты голосования 30 июня не принесли каких-либо неожиданностей:
- Национальное объединение (RN) – 9 379 092 голосов (29,26%) и 37 мест
- Новый народный фронт (NFP) – 9 042 485 голосов (28,21%) и 32 места
- Вместе за Республику (ENS) – 6 820 446 голосов (21,28%) и 2 места
- Республиканцы (LR) – 2 106 166 голосов (6,57%) и 1 место
- Республиканцы – фракция Сьотти (LR-RN) – 1 268 822 голосов (3,96%) и 1 место
Ключевой аспект: по итогам I тура кандидаты RN лидировали в 297 округах – более чем достаточно для формирования парламентского большинства.
Всего в I туре было избрано 76 депутатов, т.е. во II туре будет решаться судьба 501 мандата.
Подтвердился прогноз о рекордном количестве округов, где во II тур прошло больше 2-х кандидатов: в 306 округах в финал вышли по 3 кандидата, еще в 5 округах – по 4 кандидата (всего 311). Соответственно, классический II тур с 2-мя кандидатами оформился лишь в 190 округах.
Почему это так важно?Если во II туре участвует больше 2-х кандидатов , то голоса избирателей преимущественно распределяются по принципу поддержки представляемых кандидатами партий/программ/идеологий и т.д. Иными словами, голосование обусловлено рейтингом (популярностью) кандидатов, что в большинстве случае означает победу RN и реже – NFP.
В случае классического II тура голосование избирателей больше обусловлено антирейтингом кандидатов, в результате чего побеждает не наиболее популярный, а наиболее приемлемый для электората кандидат. В данном случае победу скорее получит а представитель ENS или LR.
Нехитрый вывод: по итогам I тура у RN Марин Ле Пен были все шансы на убедительную победу.
Спрашивается, что могло пойти не так?
Союз левых и центраCлучилась коварная, но до ужаса банальная вещь: тактический союз левого NFP и президентского блока ENS.
Опасаясь, что Ле Пен и ее союзники возьмут абсолютное большинство мест в парламенте, Жан-Люк Меланшон (возглавляет самую крупную и наиболее радикальную в левой коалиции партию “Непокоренная Франция” – LFI) 30 июля, сразу после объявления предварительных результатов, заявил, что кандидаты NFP, занявшие 3-е место, снимутся в пользу кандидатов ENS и LR в тех округах, где кандидаты RN заняли 1-е место.
В свою очередь представители ENS согласились снять своих кандидатов в пользу “более перспективных представителей республиканских сил”, оговорившись, что снятие в пользу представителей LFI будет осуществляться избирательно.
Примечательно: согласно статье Le Monde, решение о снятии кандидатов в пользу левых продавил Габриэль Атталь, чем внес серьезный раскол в окружение Макрона и продемонстрировал свои амбиции. Сам Макрон якобы гораздо больше опасается возросшего влияния Меланшона, чем возможной угрозы со стороны партии Ле Пен.
В итоге NFP снял 134 кандидата, а ENS – 82, что сократило количество округов с 3-мя и более кандидатами во II туре до 91.
Печать