28 июня в Иране пройдут президентские выборы. Выставить свою кандидатуру претенденты на это кресло смогут с 30 мая по 3 июня. После гибели в авиакатастрофе президента Эбрахима Раиси его обязанности перешли к первому вице-президенту Мохаммаду Мохберу.
Руководитель проектов ЭИСИ, доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов – о том, как смена президента в Иране может повлиять на внутренний и внешний курс страны.Безусловно, сам факт гибели второго лица в государстве, которым являлся Эбрахим Раиси, не говоря о том, что погиб еще министр иностранных дел и ряд других политических и общественных деятелей Ирана, конечно, скажется на ситуации в стране и в близлежащих государствах. Но в то же самое время хочу подчеркнуть, что рассматривать какие-то варианты существенного изменения курса Ирана, как во внешней, так и во внутренней политике, не стоит.
Иран имеет достаточно устоявшуюся институциональную структуру власти, которой существует сложна система сдержек и противовесов. И на одном лице никоим образом все не держится. Это не та ситуация, при которой смерть политика приводит систему в ступор. Кстати, Иран уже был в подобной ситуации в 1981 году, в куда более сложный момент. Н нашел в себе силы для того, чтобы гибель президента прошла для страны относительно безболезненно.
Иран достаточно серьезным образом встроен в международную систему, занимает в ней вполне конкретное место. У него есть друзья и враги, система эта в полной мере сбалансирована. Повторюсь, сложно представить себе существенную корректировку внешнеполитического курса Ирана ни сейчас, ни через полтора месяца, когда пройдут выборы.
Не ожидается и какой-либо смены векторов в
российско-иранских отношениях. Они сейчас на высокой стадии развития. Об этом свидетельствует и заявление исполняющего обязанности президента Ирана Мохаммада Мохбера, сделанное очень оперативно. Думаю, отношение России и Ирана будут развиваться и имеют тенденцию к укреплению.
Печать