Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый в своем Telegram-канале продолжает следить за обстановкой на Украине.Украина. Итоги 23.04.2024. Семьсот девяностый день операции.
1. Российская армия ударно проводит весеннюю кампанию, используя наметившийся дисбаланс ресурсов с украинской стороной. В первую очередь стоит говорить о падении качества украинской пехоты и исчерпании фронтовых резервов (стратегические не используются) и о дефиците снарядов и уже артиллерийских установок (особенно малоразмерных). А также о серьёзном дефиците средств ПВО, уже не только фронтовых, но и секторальных, и о проблемах с техникой всех видов. ВС РФ в свою очередь нарастили численность всей группировки в зоне СВО и количество КАБов, ФАБов и ракет.
2. Фактически после Авдеевки под контроль ВС РФ перешли н.п. (начиная с запада) Новомихайловка, Победа, часть Георгиевки и Красногоровки, Первомайское, часть Нетайлово, Северное-Ласточкино-Тоненькое, часть Семёновки и Бердычей, часть Новокалиново и Очеретино, Богдановка и почти всё Ивановское. В основном речь идёт о первой линии обороны ВСУ в Донбассе. Неудачными следует считать операции ВС РФ на купянском и работинском направлении – слишком скромные успехи при больших потерях.
3. 22 апреля ВС РФ прорвали вторую линию обороны ВСУ к северо-западу от Авдеевки и, преодолев с десяток километров, вошли и закрепились в Очеретине, важнейший укрепрайон на высотах, определяющий конфигурацию секторальной обороны ВСУ. Примечательна операция сразу несколькими факторами. Сам по себе бросок был неожиданным, однако украинское соединение просто бежало, оставив позиции, и это уже не первый пример такой нестойкости: качество разбавленных мобилизованными соединений продолжает падать.
4. В то же время наступление развивалось несколько дней, сохранялась вытянутая «кишка» логистики, но украинское командование не смогло найти резервов для контрударов по флангам и в самом Очеретине. Это следствие потерь при упорной обороны первой линии Семёновки-Бердычи, купирования прорыва наших войск к Уманскому, а также создания двух крупных точек притяжения в Красногоровке и Часов Яре: для обороны городских кварталов требуются значительные силы ВСУ, которые затем долго и скученно уничтожаются с дистанции. При этом ВС РФ контролируют уже треть Красногоровки (а это крупный узел обороны данного участка) и вплотную подошли к Часов Яру, но пока не смогли существенно войти в городскую черту. В целом российская армия «растаскивает» ресурсы противника, оказывая давления в десятке точек сразу. Это не позволяет проводить быстрые рывки и фиксировать территориальные приобретения, но очень здорово прореживает потенциал украинской группировки, результат чего мы и наблюдаем сегодня.
5. Прорыв в Очеретине грозит обороне ВСУ громадными проблемами из-за стратегического положения н.п.. Причем, похоже, операция не была случайной, и ВС РФ инвестируют в неё значительные средства, чтобы «схлопнуть» оборону украинских поселков по флангам, а то и прорваться дальше, вглубь, где у противника с позиционной обороной большие проблемы, а взять резерв неоткуда. Впрочем, наш ресурс также ограничен.
6. На границе с Украиной создана полноценная войсковая группировка ГВ «Север», и она уже плотно работает по Сумской и Харьковской областям. Очень сильно достаётся Харькову. Традиционно два варианта – от плохо прогнозируемого полноценного наступления на данном направлении в летние месяцы до ограниченной активности с целью защиты Белгорода. Наличных сил здесь действительного много, но после слаживания они могут быть переброшены на другие участки.
7. О новом пакете помощи от США коротко: вынужденно и довольно скромно, даже с учетом сигнала европейским союзникам. Скорее, попытка остановить обрушение фронта до президентских выборов с помощью ударов по тылам – отсюда ставка на ракеты и многомиллиардную инвестицию в разведку европейского сектора НАТО. Принципиально диспозицию это не изменит. Главная проблема сегодня не деньги, а физические вооружения.
Печать