Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов - об авиаударе Израиля по дипломатической миссии Ирана в Дамаске.1 апреля в результате авиаудара Израиля по зданию дипмиссии Ирана в Дамаске погибли 13 человек, включая двух генералов элитного Корпуса стражей исламской революции. Напомню, что атака на дипучреждение является серьёзным нарушением Устава ООН, Венской конвенции и в целом международного права. Это безусловный casus belli – основание для объявления войны.
Об этом же заявил израильский журналист Эдди Коэн, отметивший: «Мы очень чётко заявляем, что хотим начать войну с Ираном и «Хезболлой». Не секрет, что Израиль регулярно атакует различные объекты в Сирии, но атака на консульство не просто третьей страны, а Ирана, главного недруга в регионе, – акция из ряда вон выходящая даже для ЦАХАЛ.
Для чего Израилю понадобилась война с Ираном именно сейчас, когда он безуспешно пытается решить палестинский вопрос? Полагаю, Тель-Авив понимает, что уже в скором времени Тегеран получит возможность производить ядерное оружие. Так, по мнению военных экспертов это вопрос одного-двух лет. Конечно, Израиль не может допустить, чтобы его основной геополитический соперник получил такое оружие, для Тель-Авива это очевидная красная линия. Таким образом, война нужна для того, чтобы нанести превентивные удары по ядерным объектам Ирана. Поэтому, на мой взгляд, атака на консульство в Сирии – чистая провокация. Сейчас Израиль ожидает жёсткую ответную реакцию со стороны Тегерана, после чего у него будут развязаны руки для осуществления прямой агрессии на Иран.
В Тегеране всё это прекрасно понимают, и мы видим, что ИРИ взяла паузу для продумывания операции возмездия и дальнейших возможных последствий. Не думаю, что сегодня в интересах Ирана вступать в прямую конфронтацию с Тель-Авивом и стоящим за ним Вашингтоном. Для такого противостояния необходимо обладать мощным фактором сдерживания, – таким, как ядерное оружие, – то есть время ещё не пришло.
Но авиаудар по своей дипмиссии, уверен, Иран без ответа не оставит. Так, источники, связанные с КСИР, сообщают, что в ближайшее время по Израилю будут нанесены «смертельные удары» возмездия. Судя по всему, Иран намеревается ответить асимметрично, используя свои прокси-ресурсы в Ираке, Ливане и Йемене. У Тегерана есть все возможности, чтобы оказать необходимую военную помощь (в первую очередь, это дальнобойные ракеты, БПЛА) своим союзникам – хуситам, движению «Хезболла», проиранским силам в Ираке, – и тем самым усилить их давление на Израиль.
В любом случае, мы вновь наблюдаем, как Тель-Авив реализует новый виток эскалации конфликта на Ближнем Востоке. Однако большой вопрос, потянет ли Израиль войну на 3-4 фронта, даже в случае получения зависшей помощи из Вашингтона. Страна провоцирует на войну Иран (и его сателлиты), в разы превосходящий по своим политическим, военным и экономическим ресурсам возможности ХАМАС, который Израиль уже полгода никак не может победить.
Печать