Украинский политик, бывший спикер парламента Новороссии Олег Царев – об истории Имран Хана и внутриполитической ситуации в Пакистане.Есть истории, которые читаешь, как хороший детектив. А в конце жалеешь, что на кону стоят судьбы живых людей, а не вымышленных героев. Теперь уже бывший премьер-министр Пакистана Имран Хан из этой когорты.
Имран родился в большом городе и в богатой семье, учился в Великобритании, окончил Оксфорд. Будучи студентом, вошел в сборную Пакистана по крикету. Играл в ней 20 лет, 10 из них был капитаном. Чтобы вы понимали, крикет в Пакистане как у нас футбол или хоккей. Так что, когда в 1992 пакистанская команда во главе с Ханом в первый и единственный раз стала чемпионом мира по крикету, он мгновенно стал кумиром всей страны. На волне популярности Имран пошел в политику. Его партия «Движение за справедливость» постепенно набирала популярность. «Выстрелили» призывы Хана бороться с коррупцией и вмешательством США в дела Пакистана, когда коррупционный скандал разгорелся вокруг бывшего премьера.
По итогам выборов в 2018 года Хан стал премьер-министром. Дерзкого борца с коррупцией не любили элиты, ему не простили народную любовь. Как итог, в апреле 2022 года его отстранили от должности по итогам вотума недоверия — экс-премьер якобы не справился с экономическим кризисом. Сам Хан говорил, что это «иностранный заговор», устроенный США.
После отставки власти возбудили против него Хана букет уголовных дел. Например, его обвинили в терроризме после столкновений между его сторонниками и полицией. В августе 2023 его на три года осудили за продажу подарков, полученных в должности премьер-министра во время зарубежных визитов. Потом последовал еще один приговор, уже на 14 лет тюрьмы для него и его жены за сокрытие подарков, которые они по закону обязаны были передавать в гос сокровищницу. Также 71-летнего Хана приговорили к 10 годам тюрьмы за разглашение гостайны: во время митинга, уже после отстранения с поста премьера, он со сцены показал телеграмму и заявил, что она доказывает заговор пакистанских военных с Белым домом против него. Якобы это была дипломатическая переписка между послом в США и пакистанским МИД, не подлежащая обнародованию. В начале февраля был оглашен приговор по “делу о неисламском браке”. Супруга Имрана, Бушра Хан после своего предыдущего развода якобы не соблюдала «иддат» (предусмотренный исламом перерыв в 40 дней), прежде чем заключить новый брак. Обоим дали еще по 7 лет тюрьмы. Бушра известна приверженностью к мистической форме ислама, суфизму. Хан, являясь, политическим и духовным лидером для большинства пакистанцев, называл жену своим духовным лидером.
Показательно, что один из приговоров Хану вынесли за 10 дней до всеобщих парламентских выборов, что прошли в прошлые выходные. Как гарантию, что популярный в народе бывший премьер останется за решеткой. Более того, власти запретили партию Хана. А перед выборами еще и запретили ее сторонникам, который шли на выборы как независимые кандидаты, пользоваться эмблемой партии. И это проблема, ведь порядка 40% избирателей – неграмотны или малограмотны и ориентировались на эмблемы. Ну и за сутки до выборов в стране отключили мобильную связь.
И несмотря на такое давление прошедшие выборы стали настоящим потрясением для правящей элиты. Партия господствующего в политике и экономике клана экс-премьера Наваза Шарифа, чье место в своё время занял Хан, и Пакистанская народная партия, возглавляемая сыном бывшей главы правительства Беназир Бхутто, уступили большинство в парламенте. Тогда как «независимые кандидаты»—сторонники Хана и его партии получили наибольшее количество мест — 101 из 266 мандатов, определяемых прямым голосованием. Якобы ни одна из партий не набрала большинства в 169 места, чтобы самостоятельно сформировать правительство. При этом пакистанцы уверены, что выборы сфальсифицированы, и партия Хана набрала нужное большинство.
Обе «старые» партии хотят сохранить свою систему правления двух кланов. И непонятно, как они сейчас будут действовать, ведь очень большая часть населения поддерживает Имрана Хана. Новое правительство из элит будет слабым и непопулярным. Если же освободить Имрана Хана, последствия будут непредсказуемы. Так что этот детектив еще не окончен…
Печать