Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о президентских амбициях бывшего советника офиса президента Украины.Бывший советник Офиса президента Украины Алексей Арестович* разместил в телеграм-канале свою «программу» со словами «этот момент настал». Напомню, Арестович* долгое время был главным медийным персонажем и рупором пропаганды Банковой, которому даже позволялось критиковать власти. Однако после одного из «перегибов» он был вынужден подать в отставку, после чего его риторика в отношении украинских властей постепенно становилась всё жёстче и жёстче. Особенно резкие высказывания начались в октябре, с началом операции ВС РФ в районе Авдеевки. В итоге на прошлой неделе СМИ сообщили, что Арестович* уехал из Украины в США. И вот теперь мы уже видим набросок его предвыборной программы, пока что написанной «на коленке».
Впрочем, пока неизвестно, собирается ли Арестович* реально участвовать в выборах президента Украины. Во-первых, никто не знает, когда состоятся эти выборы: Конституция страны запрещает их проведение во время военного положения. Во-вторых, вряд ли за ним стоят какие-либо серьезные финансовые и политические элиты. Арестович*, – в первую очередь, медийный персонаж; с другой стороны, когда-то таковым был и Зеленский. Рейтинг Арестовича на Украине существенно вырос на фоне критики действующих властей. Поэтому полагаю, он решил бросить пробный камень в виде тезисной «программы», чтобы понять, как люди отнесутся к тому, что он действительно может принять участие в выборах, каков будет уровень его предварительной поддержки.
Сама «программа» в социально-экономической части ничего из себя не представляет: в большинстве своём это набор популистких лозунгов «за всё хорошее против всего плохого». Обычная программа обычного кандидата.
Куда интереснее пункт о том, как Арестович* видит окончание конфликта на Украине. «Предложение коллективному Западу – мы готовы к варианту Киссенджера – требуем вступления в НАТО с обязательством не отвоёвывать оккупированные на момент вступления территории, а добиваться их возвращения только политическим путем».
На самом деле, этот тезис – ещё более популистский, чем все остальные, и Арестович не может об этом не знать. Согласно Уставу НАТО в альянс не могут быть приняты страны, у которых имеется территориальный спор. Очевидно, что если и после завершения конфликта Украина не признает новые российские территории и продолжит добиваться их возвращения дипломатическим путём, то дорога в НАТО Киеву закрыта – по формально-юридическим причинам. Безусловно, не может об этом не знать и такой многоопытный дипломат, как Генри Киссенджер, вскользь предложивший эту идею. Более того, убеждён, что любая «говорящая голова», когда-либо озвучивавшая аналогичную мысль (например, генсек альянса Столтенберг в апреле: «все союзники по НАТО договорились, что Украина станет членом альянса»), прекрасно осознаёт, что это нереалистичный вариант, используя свои слова лишь в качестве моральной поддержки Украины.
Напомню также, что в июле Владимир Путин ясно заявил: «одна из причин специальной военной операции – это угроза вступления Украины в НАТО». Таким образом, очевидно, что Россия никогда не согласится на такое условие. Однако Арестович*, скорее всего, это прекрасно понимает, но находится в поисках компромисса с наиболее радикально настроенной частью украинской аудитории. Этот электорат нехотя согласится на переговоры властей с Россией только в том случае, если ему в будущем пообещают членство в НАТО, тем более что такие обещания уже неоднократно звучали. О том, что эти обещания невыполнимы, электорату знать не обязательно. Позднее всегда можно сказать, что НАТО обманула ожидания украинского народа, и это будет чистой правдой.
Таким образом, «программа Арестовича*» – это популизм в чистом виде и попытка заработать политические очки на фоне обрушения рейтингов украинских властей (минус 15% у Зеленского, минус 35-37% у правительства и Верховной Рады с мая этого года).
*ВКЛЮЧЕН РОСФИНМОНИТОРИНГОМ В СПИСОК ПРИЧАСТНЫХ К ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ТЕРРОРИЗМУ.
Печать