Политолог, эксперт ЭИСИ Анна Федорова – о трансформациях в международной политике.С одной стороны, мир вошел в период стремительной и болезненной разморозки старых конфликтов. Шутки в твиттере на тему «что дальше – Тайвань или Корея?» перестали казаться смешными. Люди, чья юность пришлась на пик холодной войны (холодной войны номер один), наверное, сейчас странно себя чувствуют. Острое дежавю и флэшбеки каждый день.
С другой стороны, у этой турбулентности есть неожиданное последствие. В 2022 году реально было ощущение, что весь мир ходит строем. Казалось, что большинство стран (да и людей, наверное) заняли одну и ту же позицию по украинскому конфликту. Такой единый Фронт Отмены России.
Чем выше турбулентность, тем больше ощущения и понимания, что это единство – наполовину миф, наполовину замок из песка. В Словакии выигрывает выборы человек, прямо заявляющий, что прекратит поставки орудия Украине. Упоминаемость конфликта в соцсетях падает в 14 раз.
Дальше – больше. Коллеги провели исследование, как распределились в мировых соцсетях симпатии по линии «Израиль – Палестина». Сюрприз. Никакой «единодушной поддержки» Израиля нет даже близко, в том числе в европейских странах и США. Есть такое ощущение, что у нас есть шанс увидеть более разнообразный (да и более свободный) мир еще при нашей жизни. Тот самый многополярный мир, о котором Путин, между прочим, говорит годами.
Печать