13 октября бывший ученик совершил нападение на среднюю школу Гамбетта в городе Аррас на севере Франции (департамент Па-де-Кале). Как сообщают местные СМИ, нападавший с криками «Аллах Акбар» ворвался в учебное заведение с ножом и убил учителя литературы, а также ранил еще одного преподавателя и охранника.
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о трагедии во Франции.Особый трагизм ситуации придает то, что полиция и спецслужбы Франции давно знали о радикализации Мохаммеда Могушкова. Причем в тот же день в другом французском городе, Лиме, был задержан еще один потенциальный террорист – тоже сторонник радикального ислама, он охотился на группу старшеклассников с мачете в сумке.
За Могушковым велось активное наблюдение со стороны МВД. Один из его братьев был арестован в 2019 году в возрасте 17 лет в Страсбурге. Он был частью ячейки из пяти радикальных исламистов, сочувствующих террористической организации ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ), которые планировали убить полицейских в Париже.
Однако спецслужбы лишь наблюдали за Могушковым, не предпринимая никаких действий. И вот, видимо, спецслужбы пропустили тот момент, когда террорист из потенциального стал реальным.
Французские спецслужбы ведут специальный реестр лиц, симпатизирующих террористическим группировкам. В республике в 2019 году создана Национальная прокуратура по борьбе с терроризмом, существует несколько антитеррористических спецслужб. Например, контртеррористическое подразделение Национального управления судебной полиции и Главное управление внутренней безопасности (что-то типа нашей ФСБ).
Однако общество Франции настолько поляризовано, что, видимо, даже многочисленные представители спецслужб не в силах уследить за всеми трендами. Вот очередное подтверждение. В причастности к нападению Могушкова крайне правые радикалы неожиданно обвинили... учительницу философии из подвергшейся теракту школы. Эта женщина организовала волонтерский проект помощи мигрантам. И вот теперь неонацисты извращенно представляют помощь мигрантам как «потворство радикальному исламизму».
А ведь интернет-хейтеры мало чем отличаются друг от друга, какой бы из священных книг они не прикрывались. Призывающие к расправам над мусульманами-мигрантами и над светскими учителями одинаково опасны для общества. И спецслужбы должны проявлять к ним не просто «повышенное внимание», а реагировать быстро и максимально жестко.
Печать