Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – о новых планах венесуэльской оппозиции. Биться за власть в 2024 году. Именно так свою стратегию сформулировала венесуэльская оппозиция. Дело в том, что в следующем году президентские выборы предстоят не только в России и США, но и в Венесуэле.
В конце прошлого года местная оппозиция окончательно отказалась делать ставку на поддерживаемого США Хуана Гуайдо, объявившего себя исполняющим обязанности главы республики после непризнания итогов президентских выборов 2018 года. Наступило время нового плана по борьбе с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро.
Главные задачи противников действующей власти в таких условиях – ну, помимо, собственно выживания – это обеспечить себе процедурную легитимность и определиться с единым кандидатом от оппозиции. Обычно на этом этапе все вязнет в бесконечных внутренних склоках и взаимных упреках: «Ты - агент Мадуро!», «А кого ты представляешь?», «Кто тут настоящий лидер?» и т.д.
Однако венесуэльские политики смогли довольно успешно соорганизоваться и запустить процедуру праймериз. По их итогам 22 октября и будет определено, кому выпадет часть представлять античавистскую коалицию на президентской кампании 2024 года.
За последние годы латиноамериканская страна столкнулась с мощной волной эмиграции. Чтобы вовлечь уехавших в процедуру выбора консолидированного кандидата Национальная Комиссия по праймериз (La Comisión Nacional de Primarias, CNP) создала сайт, на котором для участия в октябрьском голосовании предлагалось зарегистрироваться венесуэльцам, проживающим за границей. К моменту истечения срока регистрации на портале авторизовалось чуть больше 200 тысяч человек.
Претендовать на роль единого кандидата от оппозиции вызвалось 13 человек. Тут и бывшие депутаты (Фредди Суперлано, Карлос Проспери, Роберто Энрикес, Дельса Солорсано и Тамара Адриан). И бывшие губернаторы (Сесаро Пере Вивас, Андрес Веласкес и Энрике Каприлес). Адвокат, бизнесмены и даже Андрес Калека, бывший председатель Национального электорального совета (местный Центризбирком).
Из общего ряда выделяется Мария Корина Мачадо, бывшая депутат Национальной ассамблеи. Будучи последовательной противницей Николаса Мадуро, в 2012 году она основала оппозиционное движение Vente Venezuela, а в 2014-м была одной из ключевых фигур в организации антиправительственных протестов. Как показывали данные полстеров (насколько им вообще можно верить с учетом особенностей венесуэльского политикума), в последнее время уровень поддержки Марии рос буквально, как на дрожжах.
Нельзя сказать, что Дворец Мирафлорес (Palacio de Miraflores, буквальный перевод — Чудесный цветок, так называется президентская резиденция) за всей этой оппозиционной активностью наблюдает безучастно.
Во-первых, 10 июля местный политик Луис Ратти обратился в Верховный трибунал правосудия (Tribunal Supremo de Justicia, TSJ) с требованием признать незаконной деятельность Национальной комиссии по праймериз и распустить ее. За что тут же стал именоваться в оппозиционных СМИ не иначе как «крыса». Во-вторых, многие из участников праймериз «словили дисквалификацию», – т.е. были лишены права участвовать в выборах. Например, согласно письму генерального контролера республики Мария Корина Мачадо не допускается к замещению любой выборной государственной должности сроком на 15 лет.
Впрочем, это политика явно не остановит. Назвав решение о свой дисквалификации ошибкой и бумерангом, который запустило правительство, сеньора Мачадо заявила, что это не остановит ее от участия в праймериз, а также написала два письма. Первое послание — Николасу Мадуро: «Не Вам решать, кому из кандидатов предстоит сразиться и победить Вас на выборах 2024 года. Этот выбор сделает народ на праймериз 22 октября».
Второе письмо — армии, ключевому игроку в любом избирательном процессе страны и главной опоре венесуэльского президента, в котором призвала соблюдать Конституцию, присягу и поддержать народ, чтобы обеспечить мирный переход власти.
Учитывая ее популярность, медийную поддержку и прохождение программы подготовки лидеров мировой политики в Йельском университете, Мария Корина Мачадо заслуживает самого пристального внимания.
Печать