Политконсультант, представитель РАПК в Сибири, эксперт Центра ПРИСП Игорь Кузнецов – о наиболее сложных политических кампаниях 2023 года. Сложные кампании, как правило, проходят там, где и без выборов есть вопросы к управляемости внутриполитической ситуацией, высокий конфликтогенный потенциал в элитных группах, их текущих взаимоотношениях между собой и региональной властью. Важную роль играет социально-экономическое положение региона, электоральная история. Ну и в принципе, у регионов изначально неравные экономические возможности и ресурсная база, разная сила политической воли и лоббистских возможностей у губернаторов и разная эффективность управленческой вертикали.
Самый яркий и очевидный пример региона, где идет сложная и высококонкурентная избирательная кампания, — это Хакасия. Там очень интересная разворачивается драматургия. У Сергея Сокола поддержка федерального центра, подтверждённые лоббистские возможности и реальный опыт работы в регионе. Однако переход спикера-аксакала Владимира Штыгашева из «Единой России» в КПРФ со своей базой сторонников и связями в муниципалитетах значительно укрепляет позиции Валентина Коновалова. Отсутствие у ЕР опыта и соответствующих навыков эффективно работать в оппозиции к региональной власти тоже сказывается на ходе кампании. Главная интрига — будет ли в Хакасии второй тур.
В регионах, где избираются врио — Красноярский край и Омская область — большинство людей находятся сейчас в позитивном ожидании, связывая с новым лицом в региональной власти надежды на перемены к лучшему. Однако далеко не всегда получается с наскока преодолеть аппаратную инерцию и тренды, сложившиеся при предыдущем руководителе. В связи с чем существует риск возникновения эффекта завышенных ожиданий и разочарований, которые могут вылиться в неучастие в голосовании, а при низкой явке в глазах избирателей победа врио будет иметь меньший политический вес.
Непростой регион — Алтайский край. Есть конфликты интересов, сложные внутриэлитные конфигурации, политический ландшафт, активные коммунисты. В Красноярском крае тоже есть своя долгая история противостояния элитных групп. Своя специфика в Омской области. Однако во всех этих регионах, несмотря на сложности, губернаторы изберутся в первом туре. Сейчас не 2018 год и запроса на популизм нет. Другое дело, что основная особенность кампаний референдумного типа — это высокие требования к явке и легитимизации результатов. С учетом того, что в 2024 году предстоит главная кампания, этому направлению будет уделяться особое внимание.
Печать