Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о сути военного конфликта на Украине.Очевидно, что конфликт на Украине – это не борьба за территорию или ресурсы. И даже не столько борьба за вытеснение неонацистов на Запад, разоружение милитаризованной Украины и закрепление за ней нейтрального внеблочного международного статуса. На наших глазах разворачивается «война миров», столкновение между западной и иными цивилизациями. С одной стороны, Запад, прежде всего, в лице США из последних сил пытается удержаться в роли мирового гегемона: диктовать другим свою волю, продавливать собственные политические и экономические интересы, пытаясь «сломать» всех, кто этому противостоит. Иногда, мягко действуя с помощью санкций, иногда – жестко действуя военно-силовыми методами, как это было, например, в Сирии, Ливии, Ираке, Афганистане. Но во всех случаях они прикрываются необходимостью защиты прав и свобод человека и стремлением освободить угнетенные народы от власти авторитарных режимов.
По другую сторону баррикад находятся те государства, которые в меру сил и возможностей защищают свой суверенитет – Россия, Китай, Иран, Турция и т.д. – и не намерены мириться с особым положением «золотого миллиарда». При этом сила действительно суверенных стран растет на глазах, например, набирает обороты их взаимодействие между собой в рамках БРИКС и ШОС, во взаимных сделках они все чаще переходят на расчеты в национальной валюте, а не в долларах или евро, и т.д.
Характерно, что между США и Европой также не все спокойно. Так, Макрон недавно высказался по поводу тайваньского вопроса в том ключе, что союзнические отношения США и Европы не должны делать ЕС вассалом США – кажется, он что-то подозревает. Кроме того, согласно свежему соцопросу, 82% европейцев уверены, что США вмешиваются в дела других государств. При этом более половины опрошенных считает, что Вашингтон ничего полезного не делает для союзников, а только вредит им. Между США и ЕС нет единой позиции ни по Украине, ни по Китаю, ни по энергетике, ни по множеству других вопросов.
Свое понимание человека, свободы, социально-политических отношений, традиций и культуры Запад пытается навязать другим странам. И то, что мы видим сегодня во Франции, – прямое следствие такого навязывания. Это конфликт, на первый взгляд, межэтнический, его признаки во многом схожи с беспорядками, возникшими в США три года назад после гибели афроамериканца во время его задержания белыми полицейскими. Однако все межэтнические конфликты вырастают из столкновения цивилизаций, а упорное желание западников возвысить любые меньшинства, «заквотировать» их и «заинклюзивить» ситуацию только усугубляют. На самом деле, у конфликта цивилизаций может быть только два исхода: первый – все сохраняют свое многообразие, традиции, обычаи, но при условии отказа одной из сторон подчинить себе другую; второй сценарий – сильный побеждает слабого, происходит «интеграция», то есть поглощение побежденной цивилизации, перепрограммирование менталитета ее народа-носителя, введение внешнего управления. Яркий пример – Украина, проигравшая свою борьбу в 2014 году и менее чем за десять лет отменившая у себя русский язык, культуру, православие и сегодня стоящая с протянутой рукой у дверей любой страны, которая может предложить ей хоть какое-то подаяние.
При этом в странах Запада считается нормальным дать официальное разрешение на публичное сжигание Корана или Библии, там пропагандируют ЛГБТ детям, призывают их прислушиваться к своей идентичности и не бояться менять пол. Множество вещей, которые казались дикими самому Западу еще 30-40 лет назад, сегодня там норма, которую они хотят распространить на весь мир.
Вот почему текущий конфликт цивилизаций – это не просто борьба за территорию и ресурсы. В этой войне мы бьемся за нашу национальную идентичность, за память предков, за наши традиции, историю, религию. За русский культурный код. И именно поэтому мы обязаны победить.
Печать