Политолог, заместитель директора Центра ПРИСП Валерий Прохоров – о русских игроках в НХЛ и политике, которая вмешалась в их жизнь.Перестройка в СССР перевела в категорию сбывающихся давние мечты советских хоккеистов, попробовать свои силы в одной из команд сильнейшей лиги мира – НХЛ. Официально первым советским НХЛовцем принято считать нападающего «Крыльев Советов» Сергея Пряхина, которому Госкомспорт в 1989 году разрешил подписать контракт с клубом «Калгари Флэймз». После этого за океан отправились многие сильнейшие игроки из стран бывшего СССР, и подобные трансферты стали обычным делом.
А был ли Пряхин первым русским, сыгравшим в лиге? Оказывается, он и среди советских игроков не был пионером. В 1982 три матча за клуб «Лос-Анджелес Кингз» провёл эмигрировавший в США тремя годами ранее не самый известный советский хоккеист Виктор Нечаев. Его скоротечную и неудачную попытку закрепиться в НХЛ сложно назвать полноценной карьерой, но исторический факт появления уроженца СССР в лиге состоялся.
Но и Нечаев не был первым русским. С 1969 по 1985 годы за разные клубы лиги выступал родившийся в Сербии этнический русский Иван Болдырев. Это был добротный центрфорвард, но никак не «звёздный».
На этом под списком игроков с русскими фамилиями, выступавшими за клубы НХЛ в период существования СССР, можно подводить черту. Но, оказывается, ещё до Болдырева в лиге выступали два уроженца России, которых можно смело назвать звёздами первой величины. В их судьбе не последнюю роль сыграла политика.
Первым русским в НХЛ был уроженец Саратовской губернии Суини (Давыд) Шрайнер. Он родился 30 октября 1911 года в селении поволжских немцев Крафт. Год спустя его родители по политическим соображениям решили переселиться в Гамбург. Однако надолго молодая семья там не задержалась: вскоре Шрайнеры сели на пароход до Нью-Йорка и отбыли навстречу новой жизни.
Суини занялся хоккеем и сделал блестящую карьеру профессионального нападающего. Он провел 11 сезонов в Национальной хоккейной лиге, выступая за клубы «Нью-Йорк Америкэнс» и «Торонто Мейпл Лифс». Он был назван новичком года в 1935-ом и наколотил больше всех голов в сезонах 1935-1936 и 1936-1937 годов. Он дважды, в 1941-1942 и 1944-19545 годах, выигрывал Кубок Стэнли с «Мэйпл Лифс». В 1962 году он был введен в Зал хоккейной славы. Мать Суини Шрайнера, Екатерина, была русской, а жена, Мария Шнайдмиллер, происходила из семьи поволжских немцев. Шрайнер с симпатией относился к Советскому Союзу, не скрывал своего происхождения и считал себя носителем русской культуры. Он скончался 4 июля 1990 года.
Не менее драматично сложилась судьба ещё одного уроженца Российской Империи с немецкими и шведскими корнями, Ивана Гоцелига. Он родился в смешанной семье в немецкой деревне Клосдердорф Херсонской губернии в 1906 году и в детстве жил в расположенном по соседству шведском селе Старошведское. Село было основано в начале XVIII века перемещёнными с перешедшего под русский протекторат острова Дагё шведами. Позже рядом со Старошведским были основаны немецкие поселения Шлангендорф, Мюльхаузендорф и Клостердорф. Представители двух европейских народов серьёзно конфликтовали, а семья Гоцелига в моменты обострения межэтнических распрей подвергалась обструкции с обеих сторон. В результате Гоцелигами-старшими было принято решение воссоединиться в Канаде с ранее эмигрировавшими туда шведскими родственниками. С 1908 года Иван Гоцелиг, ставший Джонни Готтселигом, проживал в Северной Америке, и жизнь его была неразрывно связана с хоккеем. В 3 года он встал на коньки, а годом позже начал участвовать в детских хоккейных состязаниях.
Позже Готтселига приняли в юношескую команду «Реджайна Пэтс», в которой он играл до подписания своего профессионального контракта с клубом НХЛ «Чикаго Блэкхокс». Готтселиг провел в составе «Чикаго» рекордных 16 сезонов, сыграв за команду 589 матчей, забив 176 голов и отдав 195 результативных передач и набрав 371 очко.
Он был вторым родившимся в Европе капитаном команды, выигравшим Кубок Стэнли (уроженец Шотландии Чарли Гардинер был первым в 1934 году).
За свою игровую карьеру он выиграл два Кубка Стэнли: в 1934 и 1938 годах (в качестве капитана). После завершения своей хоккейной карьеры стал главным тренером команды. После тренерской работы Готтселиг работал в «Чикаго» директором по связям с общественностью.
В своих интервью Готтселиг представлялся уроженцем... Одессы, где у него жили родственники. Он поддерживал с ними связь, поэтому многое знал о городе и одесситах. Время от времени в своих интервью Готтселиг веселил журналистов и читателей одесскими байками, которых знал предостаточно. Первый русский капитан клуба НХЛ ушёл из жизни 15 мая 1986 года.
Как мы видим, первые русские НХЛовцы Джонни Готтселиг и Суини Шрайдер к легендарной «Красной машине» – сборной СССР по хоккею – не имели решительно никакого отношения: канадский хоккей появился в Советском Союзе уже в те времена, когда оба повесили коньки на гвоздь. Оставшись в России, они вполне могли дожить до седин, так и не узнав о существовании хоккея с шайбой, но в их судьбу диковинным образом вмешалась политика...
Печать