Президент Центра ПРИСП, ответственный секретарь Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Александр Точенов – о разрастающейся проблеме с миграцией.Знак вопроса в названии статьи поставлен сознательно. У меня нет конкретного плана и окончательных предложений. У меня есть лишь некоторые размышления на эту тему. Буквально схематичные. Вот и попробую их тут обобщить. Может что полезное и получится.
Проблема с миграцией есть, и проблема весьма серьезная, причем, все более и более разрастающаяся и усугубляющаяся. Решение этой проблемы требует системного ответа и комплексного решения, а не разовых реакций на происходящие то тут, то там негативные проявления результатов нашей миграционной политики. Для начала необходимо понять, зачем и для чего мы это делаем (цели и задачи). Чего хотим достичь этими действиями, кто, зачем и в каком количестве нам нужен. Затем определить пути и порядок решения задач и достижения целей (в том числе: ответственные, ресурсы, алгоритмы, контрольные сроки). Далее идет процесс реализации, контроль и проверка исполнения. Вроде все понятно и просто, но в реальности происходит как-то не так.
Основой для моих рассуждений являются проведенное недавно Президентом Владимиром Путиным заседание
Совета по межнациональным отношениям, деятельность в этом направлении коллег по
Совету при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, статья в журнале Эксперт
«Зачем России мигранты». Всё это свежее, майское.
Приведу цитату Владимира Путина: «В миграционной политике мы должны исходить прежде всего из интересов, конечно, наших граждан в вопросах безопасности, в социальной сфере, на рынке труда. Здесь очень важен гибкий, сбалансированный подход, который не создает для нас риски, а работает на развитие страны, на экономику страны».
Исходя из этой установки Президента я и порассуждаю над проблемами, связанными с миграционными процессами.
Нужны ли мигранты и какиеВ «Эксперте» правильно акцентируют, что сначала нужно выделить приоритеты: зачем вообще стране нужны мигранты и сколько их нужно? Потом закрепить эти приоритеты на законодательном уровне, а после этого прописать решения задачи — способы адаптации трудовых мигрантов и глубокой интеграции в общество новых граждан страны. Если стране нужны трудовые резервы, необходимо провести исследование: сколько их нужно, на какие производства и какого уровня квалификации.
На мой взгляд, мигранты нужны, а зачем, какие и сколько – необходимо серьезно исследовать и определять. Затем необходим анализ, выработка решений, моделирование возможных последствий этих решений. Допустим, что привезем на стройку «100500» малоквалифицированных рабочих из стран Средней Азии (а они еще подтянут свои семьи): какое будет качество строительства, какие последствия для образования, культуры, правопорядка, как возрастет нагрузка на медицину, окружающую среду? И прочее, прочее, прочее.
Выделю лишь две причины – зачем, на мой взгляд, нужны мигранты. Эти причины лежат на поверхности, они базовые и взаимосвязанные: демография и суверенитет. Сейчас идет значительное падение численности населения России, при этом растет его старение. Без достаточного количества образованных и высококвалифицированных специалистов со временем можно будет забыть о технологическом, научном и экономическом суверенитете. Думаю, что в этом направлении должна вестись серьезная целенаправленная деятельность.
В первую очередь нужна работа по приезду на ПМЖ в Россию русскоязычных людей, носителей русской культуры и культуры других народов России. Для них должен быть «зеленый коридор» и минимальные сроки получения гражданства, всесторонняя помощь и поддержка в этом государства. Это очень важно — знание языка, культуры и традиций. А то ведь среднеазиатские мигранты, не говорящие на русском и не являющиеся востребованными специалистами как-то умудряются получать российское гражданство без проволочек, а порой и в ускоренном режиме, в то время как для соотечественников это весьма сложная процедура.
Конечно, нужна и целенаправленная деятельность по привлечению трудовых мигрантов. В стране выработана и действует такая система. Тут и целевой набор, тут и патенты, тут и ВРП. Но как мне кажется, что-то идет не так.
Трудовая миграция и экономикаДля трудовых мигрантов в России сегодня существует отлаженная система рекрутинга, причем, как официальная, так и частная «серая» - через закрепившихся в России представителей государств Средней Азии и Закавказья. Какая из них более действенная, затрудняюсь определить. В соответствии с двухсторонними соглашениями предусмотрены организационные наборы специалистов, которые используются в основном крупными строительными компаниями. Но есть другие потоки трудовой миграции, полуофициальные и неофициальные. Приезжая в Россию, такие граждане других стран взаимодействуют со своими диаспорами. Как пишет «Эксперт», они общаются в своих закрытых чатах, внутри диаспоры есть свои платные услуги — как найти работу, как устроить ребенка в детсад, получить регистрацию, нанять «своего» адвоката, решить любую проблему.
Полагаю, что в этой сфере крутятся большие деньги, как теневые, через диаспоры, так и серые, через бюрократические фирмы-прокладки. Безусловно, это широкий фронт работы для правоохранительных органов по наведению порядка.
Заказчиками для трудовой миграции, в первую очередь, должны выступать представители сферы науки, производства и строительства. Отдельное направление – это вузы. Помимо того, что иностранные граждане, получившие высшее образование в России, могут остаться у нас в стране, обучение иностранных студентов является и элементом мягкой силы. (Мягкая сила – это еще одна тема, требующая серьезной проработки и целенаправленных действий государства и институтов гражданского общества, как внутри страны, так и за ее пределами).
Называются разные, достаточно большие числа потребности отраслей российской экономики в дополнительных трудовых ресурсах за счет трудовых мигрантов. Но расчетов и обоснований не приводят. Согласен, трудовые мигранты нам нужны, но только ли в них спасение?
Вот «Эксперт» приводит слова председателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерия Фадеева: «Специалисты по строительству из Санкт-Петербургского университета подсчитали, что производительность труда в жилищном строительстве России в четыре раз ниже, чем в США, и в три раза ниже, чем во Франции. Может, что-то сделать с производительностью труда? Лучше работать, больше платить — зато понадобится меньше рабочих рук. Тогда наши соотечественники будут охотнее идти на стройки — деньги останутся в стране, а не уйдут переводами в Среднюю Азию. Нужно понять: мы организуем приток трудовых ресурсов или массовое переселение народов?» Валерий Фадеев говорит про страны Запада, но можно сравнить и с Китаем. Посмотрите (легко находится в интернете) показатели скорости и качества жилищного и дорожного строительства в Китае и сравните с нашими. Может, нам лучше привлекать к строительству китайские компании, изучать их опыт и перенимать технологии, чем завозить неквалифицированных рабочих?
В начале прошлого года вице-премьер Марат Хуснуллин, выступая в Государственной Думе, говорил о большой потребности экономики в привлечении трудовых мигрантов, а также о «цивилизованной, организованной миграции под жестким контролем» и необходимости принятия жесткого законодательства, чтобы обезопасить страну от всех
негативных моментов, связанных с миграцией. А также приводил в пример опыт Дубая, где законодательство жестко регулирует вопросы пребывания трудовых мигрантов. Вроде и соответствующее поручение дал Председатель Госдумы Вячеслав Володин двум профильным комитетам. Но проблемы не решены.
Мигранты и криминализацияПрошел год и вот Председатель СК России Александр Бастрыкин заявляет о
пятикратном росте числа дел против мигрантов по тяжким и особо тяжким преступлениям. В целом же в 2022 году преступлений, совершенных иностранными гражданами, «почти в три раза больше, чем в 2021 году».
В свою очередь «Эксперт» отмечает, что еще три года назад в среде мигрантов не было молодежных этнических преступных группировок, а теперь они появились — уличная преступность с мелким хулиганством через пять лет рискует стать взрослой организованной преступностью.
Возникновение в разных регионах страны национальных анклавов мигрантов, деятельность диаспор, порой подменяющих собой правоохранительные органы и структуры власти, сама нелегальная миграция, криминальные схемы при легализации и получении гражданства, финансовые махинации при переводе денег в свои страны, наркотики, «резиновые» квартиры, преступления против личности и так далее. Это не полный перечень преступлений, сопровождающих миграцию.
Вопросами профилактики негативных проявлений миграции и национальных диаспор активно занимаются мои коллеги по
Совету при Президенте РФ. Изучают региональный опыт работы с мигрантами, проводят профилактическую работу, вырабатывают рекомендации для органов власти. Это Калуга, Челябинск, Москва, Подмосковье другие регионы страны.
Уверен, что если уже сейчас не принять реальных мер по наведению порядка в сфере организации и проведения всего комплекса мероприятий, связанных с реализацией миграционной политики, то ситуация может выйти из-под контроля.
Совершенно нельзя исключать, что может значительно активизироваться миграция с целью поиска лучших условий жизни. Это есть уже и сейчас, когда вместе или вслед за работником приезжает его семья, часто все эти люди совершенно не хотят, если не ассимилироваться с российской культурой, то хотя бы не вести себя агрессивно по отношению к ней.
Совершенно нельзя исключать, что среди мигрантов и их семей будет значительное (возможно и критическое) количество представителей экстремистских религиозных течений.
И, конечно, совершенно нельзя исключать, что это будет иметь не стихийную основу, а организованную под видом стихийной, спланированную и проводимую спецслужбами наших противников в большой гибридной войне. Как нельзя исключить, что противник может использовать и планово проводимую трудовую миграцию.
Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям обратил особое внимание на эти темы: «Еще одно важное направление – это миграция, учитывая ее влияние на уровень и качество межнациональных отношений в стране. Конечно, здесь очень много проблем, мы прекрасно это понимаем и видим все эти проблемы. Конечно, много, сейчас не буду перечислять. Каждая из них представляет особую ценность и является в высшей степени острой. Но и здесь наши так называемые противники пытаются нам помешать, создать дополнительные проблемы».
Инофоны, школы и культурная средаОднако миграция и мигранты – это свершившийся факт и окружающая нас действительность. Нужно думать не только о том, как регулировать новые потоки трудовой миграции или как бороться с полукриминалом диаспор. Независимо от того, с какими целями они приехали в Россию и как относятся к нашим законам и обычаям, эти люди уже живут среди нас и, вольно или невольно, оказывают влияние на нас. Многие из них, особенно члены семей трудовых мигрантов, не только не знают русского языка, порой и не стремятся его освоить. Но, кроме этого, они носители иной культуры и не хотят привыкать к традициям и обычаям страны пребывания. Таких людей называют инофоны – свой язык, своя культура, свои обычаи и традиции и нежелание адаптироваться к окружающему миру другой страны.
Такая ситуация порождает массу проблем, особенно если такие мигранты создают свой анклав. Возникают сложности при обучении в школе, а есть мигранты, которые не спешат отдавать своих детей в школы. Можно ли одинаково хорошо научить детей, на разном уровне владеющих языком обучения, тех, для кого он родной и тех, кто едва может произнести на нем несколько слов?
Существуют методики и программы изучения русского языка: русский как родной, как не родной, как один из родных и как иностранный. Как это можно качественно сделать в одном классе? И это только русский язык, а другие предметы как объяснить, чтобы все одинаково быстро усвоили материал?
Какие пропорции учеников «обычных» и «инофонов» должны быть в классе, чтобы не страдал процесс обучения, чтобы не страдали дети и учителя?
Культура отношений, традиции, обычаи, поведение у таких детей достаточно разные. Как это учитывать и что нужно применить, чтобы не навредить человеку, но и выполнить предназначение школы: дать знания и воспитание? Как минимизировать потенциальную опасность конфликта культур, не только в рамках школы, но и шире?
Отдельные специалисты предлагают запретить трудовым мигрантам ввозить в Россию семьи, так как, по сути, они находятся здесь в «рабочей командировке». Возможно, это выход, так работает большинство «вахтовиков» у нас внутри страны. Хотя такой вариант тоже порождает отсроченные проблемы в семьях вахтовиков, но это другая история.
Сложно найти и положительный опыт решения этих проблем в западных странах, где вопрос с мигрантами уже давно стоит очень остро. Но решение нужно искать. Эти люди живут среди нас и эти люди оказывают влияние на нас.
Куда идем и что делатьПрезидент РФ Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям сказал, что по итогам прошедшей в марте коллегии МВД создана специальная межведомственная рабочая группа, через полтора месяца она представит предложения по решению ряда острых вопросов. Эти предложения будут отражены и в Стратегии государственной национальной политики, и, прежде всего, в части комплексной системы социально-культурной адаптации иностранных граждан.
Ждать осталось недолго, скоро увидим предложения этой рабочей группы. Но я еще немного порассуждаю.
Возможно, нужно воссоздавать Федеральную миграционную службу, которую упразднили в 2016 году. А ее функции передали в МВД. Но МВД выполняет в отношении мигрантов полицейские функции (учет, контроль, депортация), функции, весьма далекие от вопросов адаптации и интеграции мигрантов. С действующим аппаратом государство не готово к работе по ассимиляции потенциальных граждан.
Нужно провести анализ положений действующих законов и НПА в этой сфере, соответствие их времени и оценить порядок их реализации. Например, как ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» соответствует сегодняшним реалиям и, наоборот, насколько реалии соответствуют нормам закона. Зарегистрированы ли так называемые диаспоры как национально-культурные автономии в соответствии с ФЗ-74 или это некое национальное сообщество, имеющее признаки преступной организации или иноагента.
Много интересного уже наработано в Калужской области. Их опыт показывает, что комплексные меры, основанные на жестком контроле и здравом системном подходе, позволяют стабилизировать миграционную ситуацию.
Впрочем, перечислять и моделировать можно много и долго. Главное, что подход к решению проблем в миграционной сфере должен быть системный и комплексный. Подождем предложений рабочей группы и изменений в Стратегии государственной национальной политики, о работе над которыми сказал Президент Владимир Путин. Задачи Президентом обозначены и их нужно решить.
Печать