Политический аналитик, эксперт Центра ПРИСП Юрий Солдатов – о предстоящих выборах в Турции.28 мая состоится
второй тур президентских выборов в Турции. Вопрос – кто в итоге победит, выходит далеко за рамки регионального значения и носит глобальный характер, в том числе для России.
Руководство нашей страны, хоть официально заняло позицию нейтралитета, неоднократно заявляло о своих симпатиях к действующему главе Турции Реджепу Тайипу Эрдогану. Последний, в свою очередь, называл российского президента «дорогим другом», провозглашал путь на совместное экономическое развитие. Но здесь не все так однозначно. И впору встает вопрос: «А друг ли он нам?».
Активное сотрудничество, которое стало плацдармом для нынешних отношений, началось в 90-е года. Что с этого получила Турция? Огромный турпоток из РФ, который сильно обогатил казну. Углеводороды по льготной ставке (и даже в кредит). Строительство атомной электростанции «Аккую». При этом нельзя сказать, что Россия осталась в накладе. Совместный товарооборот за 2022 год впервые превысил 50 млрд долларов, но соизмеримо ли это?
И даже не буду заострять внимание на инцидентах с уничтожением российского самолета в Сирии и убийстве посла. Но не стоит забывать, кто поставлял соседнему государству «Байрактары» и строит там завод по производству дронов. Прибавим сюда поддержку антироссийских резолюций в ООН. Хотя тут вопросов меньше, поскольку Турция четко соблюдает устав военно-политического блока, членом которого является с 1952 года. Его игнорирование повлечет огромные санкции для страны.
Кроме того, Эрдоган не просто вынашивает, а реализовывает идею пантюркизма, который несомненно затрагивает и геополитическое пространство России. Отмечу, что пантюркизм в разных его формах проявления может заключать принцип превосходства. На протяжение последних 30 лет Турция главенствует в организации тюркских государств (Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Киргизия), открывает свои банки в Татарстане и Башкортостане, используя ресурс которых внедряет свою идеологию.
Соперника Эрдогана Кемаля Кылычдароглу (не повезет российским журналистам, если он победит) представляют в качестве так называемого «западника». Но опять, все ли так однозначно?
Конечно, его победа не является для нас идеальным вариантом, но говорить о том, что Турция будет кардинально переформатироваться преждевременно. Хотя бы потому, что страна не потеряла свою самостийность и национальную идентичность. Если же Кылычдароглу сконцентрируется на внутренних проблемах (которых безусловно хватает), то решить их без равноправного (подчеркиваю)
сотрудничества с Россией вряд ли получится.
Результаты выборов также могут сказаться на турпотоках. Но, во-первых, никто не отменял задачу развития отечественного туристического кластера, в рамках программы импортозамещения. Во-вторых, для большинства жителей нашей страны это будет неощутимо.
И в завершении. Как бы не закончились выборы в Турции, с России никто не снимал задачу развития мощной экономики (с кардинальным увеличением доли в мировом ВВП) и построения стратегически верного внешнего курса.
Печать