Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев - о полумерах в борьбе с нацистской символикой в России.В Москве на пять суток арестовали студента-историка, который читал в метро книгу воспоминаний офицера СС Петера Ноймана «Черный марш». Бдительные пассажиры обратили внимание на фотографию офицера в нацистской форме на обложке и вызвали полицию. Студента обвинили в публичной демонстрации экстремистской символики.
В обратившей на себя внимание книге рассказывается о службе автора мемуаров в СС во время с 1938-й по 1945-й годы. На обложке издания - чёрно-белая фотография офицера в эсэсовской форме. Эмблема СС на каске офицера не заретуширована.
Сам Владимир заявил в суде, что не разделяет идей нацизма, а книгу читал как исторический источник. Тем не менее самый гуманный в мире суд назначил ему пять суток административного ареста, а изъятую книгу постановил уничтожить.
"Чёрный марш" - литературная обработка дневников Ноймана известна как признанное свидетельство о зверствах нацистов. Переведена на русский язык, издана в России.
Что не так? Полумеры! Писавший панегирики Муссолини и Гитлеру философ Ильин в РФ не запрещен. Сериал «17 мгновений весны», рассказывающий о нацистских бонзах весной 1945-го, не запрещен. Мемуары видных деятелей третьего рейха, изданные в РФ, не запрещены и не изъяты. А ведь решение суда в отношении студента-историка могло бы сыграть роль прецедента.
Но тут юристы мне напомнят, что прецедентное право характерно лишь для англо-саксонских стран. А нам ближе романо-германское континентальное право. И поэтому решение одного судьи не надо абсолютизировать. Можно только ему поизумляться и посочувствовать бедолагам-историкам, которые занимаются Второй мировой войной.
Или же, напротив, возмутиться полумерами. И повторить вслед за политологом Марковым: «Жестче надо, жестче!»
Печать