Политолог Борис Межуев для Telegram-канала НЕЗЫГАРЬ *(16.08.2024 г. Министерство юстиции РФ внесло в реестр иностранных агентов) – об одной из главных проблем в российско-американских отношениях.В России очень любят экс-президента Дональда Трампа и еще больше — телеведущего, около месяца назад уволенного из Fox News Такера Карлсона. Их любят как тех людей, кто продолжает сочувствовать России, кто не считает лишь нашу страну виноватой в украинском конфликте и кто видит правильный путь выхода из него — в возобновлении переговоров, которые прервались в апреле прошлого года по инициативе Киева, поддержанного Вашингтоном.
Более всего Трампа и Карлсона в России любят те самые люди, кто был категорически против стамбульских переговоров, называл их «похабным миром», и кто до сегодняшнего дня считает, что надо вести войну до победного конца.
Такер Карлсон справедливо ссылается в одном из своих twitter-выступлений на израильского премьера Натали Беннета, который в своем нашумевшем интервью прямо обвинил Вашингтон в срыве стамбульского соглашения конца марта прошлого года. То соглашение не предусматривало, кстати, никаких территориальных уступок со стороны Украины за вычетом фактического отхода от нее тех земель, что и так находилось в орбите российского влияния до 24 февраля 2022 года.
Мне кажется, одна из главных проблем наших взаимоотношений с Америкой является рассогласованность действий наших «партий мира». У нас «партия мира» - это в основном либералы, запоздалые сторонники экономической глобализации, якобы неизбежной и безальтернативной. У них «партия мира» сегодня — в основном как раз консерваторы с приставкой «палео», или же либертарианцы,то есть, возможно, и сторонники свободного рынка, но точно не имперской гегемонии Америки. А вот наши консерваторы на 90% - это как раз ярые сторонники «партии войны», своего рода неоконы наоборот.
Напомню, что неоконам американским свойственно считать конфликт цивилизаций, то есть столкновение США с Россией и Китаем — борьбой партии света с партией тьмы, демократии с авторитаризмом. Наши неоконы считают точно также, только для них «свет» с Востока, а «тьма» с Запада. Ихние либералы в массе своей такие же неоконы. По хорошему договориться могут лишь нормальные консерваторы — такие как Такер Карлсон, которые отказываются рассуждать в терминах «света» и «тьмы» и исходят из того, что все страны и цивилизации имеют право на самостоятельное существование. Ни у кого нет монополии на абсолютное добро. А народам между цивилизациями надо дать право выбора, к какой из цивилизаций примкнуть. А тем странам, в которых одна часть стремится к одной цивилизации, а другая — к другой, и обе представляют значимую электоральную или военную силу, лучше по доброму разделиться, разойдясь по разным цивилизационным домам.
Действительно, если бы к власти в США пришел чудесным образом именно мистер Карлсон, вот такая бы простая логика постепенно возобладала, за тем, правда, исключением, что, скорее всего, палеоконсерватор Карлсон предпочел бы говорить об американской, но не о Евро-Атлантической цивилизации, то есть конкретно о США, но не о коллективном Западе. Карлсон — так же как и Трамп — совсем не поклонник объединенной Европой, но в отличие от Трампа он и не фанат Израиля вместе с Саудовской Аравией. Он осуждал Трампа за разрыв иранской ядерной сделки и за убийство Сулеймани. Вместе с тем, он убежденный сторонник доктрины Монро, и усиливающееся присутствие Китая в Латинской Америке его не радует совершенно. Он, вне всякого сомнения, противник либерализации семейной морали и особенно — критической расовой теории. В целом, это классический западный консерватор, без имперских мечтаний, постколониального декаданса и сектантской веры в сакральное призвание Америки кого-нибудь уничтожить.
Наша палеоконсервативная разрядка могла бы начаться с телемоста Карлсона и его русского визави, подобному как начало перестройки было отмечено телемостом Познера и Фила Донахью. Однако я с трудом себе представляю телевизионный диалог Такера с теми, кто в марте прошлого кричал о том, что мир на Украине и любая «заморозка» этого конфликта есть подлое предательство и капитуляция.
Печать