Политолог, заместитель директора Центра ПРИСП Валерий Прохоров – об итогах визита президента Франции в Китай. На обратном пути из Пекина в Париж, ещё не выйдя из самолёта, Эмманюэль Макрон начал примерять на себя роль нового Шарля де Голля. Президент Франции сделал ряд заявлений, в которых решил продемонстрировать неожиданно обретённую внешнеполитическую самостоятельность. В частности, он дал интервью изданию Politico, в котором предстал в новом образе потенциального лидера «независимой Европы».
Макрон заявил, что Европа усилила свою зависимость от США в области вооружений и энергетики и теперь должна сосредоточиться на развитии европейской оборонной промышленности.
Он подчеркнул, что Европа должна приступить к уменьшению своей тотальной зависимость от «экстерриториальности доллара США»; это же, по его мнению, является ключевой политической целью Москвы и Пекина.
Французский лидер отметил, что если напряженность между двумя сверхдержавами [в украинском конфликте] усилится, то у европейцев не будет ни времени, ни ресурсов для финансирования стратегической независимости. «Мы станем вассалами», - сообщил Макрон.
По его мнению, в последние годы Россия, Китай, Иран и другие страны страдают от санкций США, которые основаны на отказе в доступе к доминирующей мировой финансовой системе, деноминированной в долларах. При этом некоторые страны Европы тоже недовольны использованием Вашингтоном «доллара как оружия», что вынуждает европейские компании отказываться от бизнеса и разрывать связи с третьими странами или сталкиваться с разрушительными вторичными санкциями.
Макрон заявил, что уже «выиграл идеологическую битву за стратегическую автономию Европы».
Он ушёл от ответа на вопрос о гарантиях безопасности США для Европы, которая в значительной степени зависит от американской оборонной помощи в условиях крупнейшего сухопутного конфликта в Европе со времен Второй мировой войны.
Судя по радикально сменившейся риторике, в первый день визита в Пекин Макрон получил от Си Цзиньпина некое стратегическое предложение, а на следующий день, приняв его условия, получил гарантии того, что его вновь обретённое новое видение мира получит серьёзную поддержку.
Полагаю, что китайский лидер предоставил своему молодому французскому коллеге шанс стать новым «спасителем Европы», влив в него беспрецедентный потенциал субъектности. Задача Макрона – не расплескать его.
Печать