Фото с сайта:
sundries.news
Иранские СМИ пишут о поставке подразделениям БПЛА КСИР нескольких тысяч ударных дронов-камикадзе большой дальности, а также о продолжении поставок высокоточных 368-мм РСЗО / тактических ракетных комплексов Fath-360 российской стороне в рамках ранее заключенного, но официально неанонсированного контракта.
В свете подписания договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между РФ и ИРИ эта информация свидетельствует о долгосрочной перспективе освоения российской стороной технологий ИРИ в области БПЛА, а также о продолжении закупок больших объёмов столь необходимых сегодня в зоне СВО дронов-камикадзе и систем залпового огня.
Все тактико-технические преимущества недорогих и эффективных РСЗО Fath-360 c радиусом действия 120+ км мы рассматривали в одном из наших предыдущих обзоров. Они станут отличным дополнением и отчасти компенсацией (на момент наращивания темпов производства) более дефицитных отечественных 300-мм РСЗО «Торнадо-С», дальность которых также составляет 120 км. Мы же сегодня более детально рассмотрим технические особенности различных беспилотных авиационных комплексов, которые ВС России могут получить в рамках военно-технического сотрудничества.
Если говорить о переданных КСИР тысячах дронов, то судя по демонстрационному видео, речь идёт о перспективных низковысотных БПЛА Karrar и Arash-2. И присмотреться здесь уж точно есть к чему.
В частности, БПЛА-камикадзе Karrar оснащаются турбореактивными двигателями Toloue-4/5 с тягой 377,3 / 428,3 кгс, которые обеспечивают им маршевую скорость полёта 700 км/ч и максимальную — 900 км/ч. Имеется возможность реализации высотного или комбинированного профиля полёта с потолком 9000 м и возможностью пикирования под углами более 60 — 70 градусов с трансзвуковыми скоростями от 970 до 1200 км/ч. Масса дрона Karrar достигает 420 кг, длина — 4 м, размах крыла — 3,4 м при диаметре корпуса порядка 0,8 м.
Дальность действия данного БПЛА достигает 1000 км, что обеспечивает ему столь же высокий оперативно-тактический потенциал, которым не может похвастаться ряд тактических крылатых ракет большой дальности. Дрон способен доставить к цели авиабомбу ФАБ-250М-62 массой 250 кг, либо Mk82 массой 227 кг, что делает его боевое могущество сравнимым с 300-мм управляемыми реактивными снарядами системы залпового огня «Торнадо-С».
Но самая интересная деталь заключается в том, что на «Каррарах» авиабомбы могут размещаться на центральных подфюзеляжных узлах подвески с электромагнитной системой сброса. А это говорит о том, что, к примеру, при удалённости цели порядка 250 — 300 км Karrar может выполнить бомбометание по цели, а затем осуществить возврат в тыловой район и выполнить парашютный спуск. Такой режим может быть реализован после оснащения БПЛА командно-телеметрической системой управления с передачей видеоизображения на пункт боевого управления с помощью ретрансляторов, либо спутникового командно-телеметрического канала.
Ещё более интересной модификацией БПЛА Karrar является дозвуковой БПЛА ПВО, оснащаемый малогабаритной управляемой ракетой воздушного боя AD-08 малой дальности c инфракрасной головкой самонаведения из состава ЗРК Majid. При пуске с подвески дрона Karrar на высотах 7 — 9 км в более разреженных слоях тропосферы эффективная дальность ракет AD-08 может достигать 8 — 12 км. Таким образом, управляя углами тангажа и рыскания дрона Karrar, оператор может наводить сектор сканирования инфракрасной головки самонаведения ракеты AD-08 на теплоконтрастные цели и после уведомления о захвате выполнять пуск. Что обеспечит данная версия БПЛА Karrar ВКС России в случае закупки их крупной партии.
В первую очередь, это противодействие украинским штурмовикам Су-25М1 и Ми-24ПУ1, оказывающим огневое воздействие на наши передовые позиции на линии боевого соприкосновения в зоне СВО без необходимости привлечения Су-35С. Более того, данные дроны способны отработать ракетами AD-08 и по таким машинам, как МиГ-29А или Су-27с ВСУ, но на встречно пересекающихся курсах в переднюю полусферу. Во-вторых, операторы противовоздушной модификации БПЛА Karrar смогут выполнять перехват украинских БПЛА-камикадзе «Лютый», A-22 и «Паляница». Благодаря этому у расчётов современных комплексов «Тор-М2» и «Панцирь-С1» будут высвобождаться дополнительные целевые каналы для противодействия более сложным целям — низковысотным крылатым ракетам «Нептун-МД» и Storm Shadow.
Недостатком дронов Karrar с вооружением на узлах подвески является внушительная эффективная отражающая поверхность порядка , что позволяет обнаруживать их посредством имеющихся в распоряжении ВСУ РЛС боевого режима 36Д6 на удалении до 250 км.
Беспилотные летательные аппараты Arash-2, построенные по схеме «бесхвостка» с треугольным крылом с размахом 4 м, оснащаются бензиновыми двигателями MD 550 мощностью 50 л.с., обеспечивающими скорость полёта до 175 — 210 км/ч при практическом потолке 3657 м. Боевая масса составляет 200 кг. Радиус действия (в зависимости от массы боевой части и заполнения топливной системы) может варьироваться от 1300 до 2000 км/ч. Оценочная эффективная отражающая поверхность не превышает 0,07 — 0,15 кв. м.
Система наведения БПЛА Arash-2 классическая для средств воздушного нападения подобного типа и представлена инерциально-навигационными модулями и радионавигационными модулями ГЛОНАСС/GPS-коррекции. Параметры данных дронов схожи с параметрами уже производимых в Татарстане БПЛА-«камикадзе» «Герань-2», но с более низкими несущими качествами треугольного крыла.
Ещё больший интерес вызывает потенциальный контракт на закупку разведывательно-ударных дронов Shahed-171, спроектированных по схеме «летающее крыло» и способных доставлять к целевым объектам в радиусе 1700 — 2000 км малогабаритные управляемые авиабомбы типа КАБ-20, а также их иранские аналоги.
Располагая турбореактивными двигателями, эти БПЛА способны оперировать со скоростями 450 — 550 км/ч на высотах до 10500 — 11000 м с бомбовой нагрузкой во внутрифюзеляжных отсеках вооружения. При этом время барражирования может составлять 5 — 7 часов в зависимости от удаленности целевого района. Эффективная отражающая поверхность Shahed-171, изготовленного с широким применением композиционных материалов, также не превышает 0,1 кв. м, что позволит эффективно применять их на Украинском театре военных действий, насыщенном современными радиолокационными комплексами.
Евгений Даманцев
Печать