В зоне специальной военной операции с киевским режимом сражается уникальное подразделение, составленное из российских футбольных фанатов. «Эксперт» узнал, как в нем все устроено.
Зачастую в ходе информационных баталий вокруг того, как должна идти специальная военная операция, Вооруженные силы Российской Федерации все чаще попадают под «дружественный огонь» критики различных экспертов и военкоров. Минобороны противопоставляют то «Ахмаду», то одержавшему резонансную победу в Соледаре ЧВК «Вагнер», то бывшим ополченцам ДНР, продемонстрировавшим — помноженную на восьмилетний опыт — без преувеличения героическую настойчивость при штурме Мариуполя.
Назвать такого рода баталии в интернете и прессе явлением однозначно позитивным, пожалуй, нельзя. Ведь цель у всех у нас одна — победа, а без единства достичь ее будет сложно, если вообще возможно. Однако дыма без огня не бывает. В этом контексте небезынтересен пример создания одного уникального российского подразделения. Оно появилось по частной инициативе и на сегодня по большей части сформировано из отечественных футбольных фанатов. И ни само это подразделение себя, ни мы его никому не противопоставляем. Речь идет об общем деле.
ОТ Горловки до Мариуполя
История подразделения «Эспаньола», входящего в настоящий момент в легендарную бригаду (хотя чаще ее называют батальоном) «Восток», началась в 2014 году в Горловке. Нынешний командир самого «околофутбольного» воинского формирования нашей страны Станислав «Испанец» Орлов приехал туда после начала обстрелов этого города ВСУ, под одним из которых погиб его родственник, чтобы для себя разобраться в происходящем. Много времени на это не потребовалось, и он, будучи профессиональным военным, участвовавшим во второй чеченской кампании, прошедшим затем многие горячие точки и имеющим боевые награды, присоединился в качестве добровольца к бригаде Игоря Безлера, где выполнял функции его помощника и был назначен им одним из бригадных командиров.
«Когда я присоединился к защитникам Горловки, там обнаружился настоящий испанец-антифашист, приехавший на Донбасс воевать против киевских нациков. Но вокруг никто не мог с ним толком объясниться, так как он не знал ни одного языка, кроме родного, а испаноговорящих людей у Безлера не было. У меня несколько высших образований, и я знаю пять иностранных языков, в том числе испанский. Поэтому меня соратник из Испании воспринял как родного. Так я получил свой позывной», — рассказал «Эксперту» Станислав.
Воевало подразделение жестко и мощно. Про него в те времена военкор Юрий Котенок даже снял документальный фильм «Разведрота Горловки: позывной “Испанец”». Именно тогда начал складываться командирский костяк будущей «Эспаньолы». После окончания активной фазы боевых действий на Донбассе в 2015 году Станислав Орлов взял паузу, завершившуюся возвращением в ДНР с началом спецоперации в 2022-м и сбором вокруг себя старых соратников. Так сказать, old school.
По завершении кровопролитного и тяжелого, но успешного штурма Мариуполя, в котором экс-горловские разведчики приняли самое непосредственное участие, стало ясно, что СВО быстро не закончится, и для конечного успеха, помимо прочего, требуется искать новые формы организации донбасских подразделений. Идея привлечь к спецоперации футбольных фанатов появилась потому, что, во-первых, Испанец в прошлом сам был широко известен в кругах активных болельщиков ЦСКА и прекрасно представлял себе пассионарность данной субкультуры. А во-вторых, еще восемь лет назад суппортеры тех же армейцев и «Спартака» активно волонтерили, помогая находившимся под его командованием ополченцам.
Заручившись поддержкой представителей властей, Испанец приступил к формированию нового подразделения. Он буквально кинул клич в фанатской среде, хотя изначально отношение в ней к СВО полностью положительным назвать было сложно. Воду на эту мельницу подливало начавшее проявляться еще в 2021 году категорическое недовольство фанатов введением в России Fan ID. Вероятно, власти, видя, как протестный потенциал фан-субкультуры был использован во время Майданов на Украине, решили прикрыть лавочку с помощью «мягкой» цифровой силы. Фанаты же, в свою очередь, сочли, что таким образом ущемляются их права, и объявили бойкот матчам российского футбольного первенства. Достаточно серьезное субкультурное движение оказалось в кризисе. Впрочем, как и Российская футбольная премьер-лига.
Между тем участие в спецоперации в том или ином качестве для многих представителей фанатских трибун вполне могло стать (а теперь уже стало) выходом из сложившейся патовой ситуации. Что характерно, палки в колеса этому процессу никто наверху вставлять не стал. Необходимость патриотического воспитания молодежи там прекрасно понимают. Вопрос открыт лишь по поводу формы и ресурсов, которые могут быть на это направлены. Возможно, происходящее в «Эспаньоле» рассматривается в качестве некоего эксперимента.
Первые фанаты потянулись в ряды участников СВО ближе к концу весны. Сначала воевали на Запорожье, получив официальный статус через один из военно-профессиональных союзов. Потом, когда участников российской милитаризованной околофутбольной группировки стало значительно больше, они вошли в структуру «Востока».
«Мы не хотели создавать какую-то российскую альтернативу “Азову” (признан в России террористической организацией. — “Эксперт”), как утверждали некоторые либеральные деятели. Мы просто хотели сделать и сделали русский военный патриотический Z-движ для фанатов. Без свастик и всей подобной фигни», — заметил в беседе с «Экспертом» Станислав Орлов.
Вся торсида* вышла на регату
Под одно знамя встали фанаты московских ЦСКА, «Спартака», «Локомотива», «Торпедо», санкт-петербургского «Зенита», екатеринбургского «Урала», ярославского «Шинника», «Орла», «Ростова», «Нижнего Новгорода», краснодарской «Кубани», раменского «Сатурна», а также донецкого «Шахтера», симферопольской «Таврии», мариупольского «Ильичевца». Никаких разборок между непримиримыми в прошлом ультрас здесь нет и в помине. В подразделении царит, без преувеличения, строжайшая дисциплина, хотя кувалдой никто не машет. Введен сухой закон. Его нарушение карается беспощадно. Характерный момент: девиз «Эспаньолы» составлен из двух — спартаковского и армейского. «Один за всех и все за одного! Не отступать и не сдаваться!», — «заряжают» солдаты-фанаты в завершении каждого общего построения подразделения. В наследство от горловской разведроты им достался шеврон, представляющий собой копию знамени казачьего атамана Якова Бакланова: череп с перекрещенными костями и цитата из христианского «Символа веры».
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с «Эспаньолой», ее бойцы прекрасно экипированы и оснащены. Снабжение всем — от продовольствия и формы до боеприпасов и медикаментов — организовано здесь на самом высоком уровне. «За это мы хотели бы поблагодарить прежде всего фанатскую субкультуру и ее окружение, в котором есть и солидные бизнесмены, и серьезные военспецы, и чиновники, и даже депутаты», — подчеркнул Станислав Орлов, заметив, что его подчиненные имеют контракты и получают зарплату.
Не обходится, впрочем, и без общих для всех добровольцев СВО проблем. Вопреки подписанному в ноябре Владимиром Путиным федеральному закону, они зачастую не могут добиться не только полагающихся им льгот, система получения которых донельзя забюрократизирована, но и даже статуса ветерана. Под такую «раздачу» попало и несколько бойцов «Эспаньолы». В том числе имеющих боевые ранения.
«Был на лечении, оплаченном, кстати, помогающими нам волонтерами, в Москве. Узнал, что мне положены льготы, пошел в военкомат. Оказалось, оформить что-нибудь просто нереально. Один из сотрудников мне прямо сказал, хотя и с некоторым сочувствием: это там, мол, вы герои, а здесь — никто», — поделился с «Экспертом» один из них. Однако среди поддерживающих подразделение волонтеров есть юристы, которые намерены добиваться устранения такой несправедливости всеми возможными способами.
Контингент в «Эспаньоле» весьма колоритный. Здесь есть как те, кто изначально имел военный опыт и компетенции, так и те, кто начал в прошлом году с нуля. При этом все без исключения прошли через сито отбора и серьезную первоначальную подготовку.
В рядах подразделения можно обнаружить многих известных в среде футбольных болельщиков людей. Удивительно, но среди них можно найти даже бывших сотрудников различных силовых структур. А другие являются победителями и призерами чемпионатов России по различным экстремальным и силовым видам спорта. Например, маунтинбайку, сноуборду, гиревому спорту, различным единоборствам. Есть даже настоящий профессиональный матадор, одновременно являющийся действующим театральным сценаристом, обладателем премии «Золотая маска», а в прошлом — военным летчиком.
В расположении подразделения живет спасенная из Мариупольского зоопарка молоденькая львица, за которой присматривает зачисленный в «Эспаньолу» боец с позывным «Цирковой». Есть в списках бойцов создатель криптовалютной биржи. Есть православный батюшка, в прошлом — футбольный хулиган, а нынче выполняющий функции каптера. «Я считаю, что сейчас идет религиозная война против православия. В тот момент, когда началась спецоперация, был за рубежом. И увидел, как изменилось отношение ко всем без разбора русским людям, нашей культуре, вере. Вернувшись, понял, что мое место рядом с воинами», — сказал отец Лаврентий в беседе с «Экспертом», уточнив, что непосредственно в боевых операциях не участвует.
Печать