Фото с сайта:
Пресс-служба ЗС Севастополя
Представителем заксобрания Севастополя в Совете Федерации стала Екатерина Алтабаева. Значение этого события могут оценить лишь люди, хорошо ориентирующиеся в весьма специфической модели внутренней политики Севастополя.
Алтабаева была не просто председателем заксобрания прежнего созыва. Она получила известность как один из организаторов «русской весны» в Севастополе. Алтабаеву запомнили также как верного последователя бизнесмена Алексея Чалого, лидера одной из двух наиболее влиятельных групп в севастопольской региональной политике. Из числа местных лидеров вести с ним диалог на равных способны лишь врио губернатора Михаил Развожаев (еще не успевший сформировать свою команду внутри севастопольской элиты) и руководитель регионального отделения «Единой России» Дмитрий Саблин, опирающийся на поддержку депутата Госдумы Дмитрия Белика.
В свете борьбы за власть внутри местного истеблишмента назначение Алтабаевой в Совфед трактуют весьма широко. Некоторые эксперты оценивают это событие как признак усиления группы Чалого. Последний, необходимо отметить, пользуется большим влиянием не только в Севастополе, но и на юге России в целом. И потому назначение Алтабаевой на пост сенатора может стать для него значимым достижением в рамках расширения собственного влияния. Другие, напротив, видят в этом попытку нейтрализовать Алтабаеву, оторвав ее от Чалого и тем самым ослабить его позиции внутри города.
В связи с этим необходимо отметить, что по итогам выборов городское заксобрание Чалый оказался в положении «первого среди равных». По разным оценкам, под его прямым влиянием находятся от 8 до 11 депутатов из 24, включая членов фракции «Единой России». Для сравнения, считается, что с Дмитрием Саблиным аффилированы лишь от 4 до 6 депутатов (в условиях, когда единороссы контролируют 15 мест в городском парламенте).
Казалось бы, в этой ситуации разрыв между Чалым и Алтабаевой не мог бы существенно повлиять на расклад сил. Однако необходимо учесть, что в настоящее время предпринимаются попытки аннулировать через суд победу другого «чаловца» – экоактивиста Вячеслава Горелова. Перевыборы должны пройти и в округе, в котором победу одержала сама Алтабаева. В сочетании с ее нейтрализацией лишение Горелова мандата действительно могли бы серьезно отразиться на сложившейся ситуации, в том числе повлияв на поведение депутатов, которые еще находятся в поисках политического патрона.
Также остается не до конца понятным, как можно оценивать преемника Екатерины Алтабаевой на посту спикера заксобрания. Владимира Немцева местные журналисты связывают как с Алексеем Чалым, так и со вторым человеком в бизнес-сообществе Севастополя – Сергеем Лисейцевым, занимающим прочные позиции в рамках строительного бизнеса и розничной торговли. Впрочем, даже самого Лисейцева местные СМИ с известной долей условности именуют «человеком Чалого». Последнее, вероятно, связано с тем, что значительная часть местных предпринимателей реально опасается экспансии «материкового» бизнеса, а Чалый уже успел себя зарекомендовать как человек, способный защитить местный рынок от экспансии «варягов». Это закономерно делает многих бизнесменов естественными союзниками Чалого, хотя и не указывает на прямую зависимость от него.
Вне зависимости от того, к чему приведет назначение Екатерины Алтабаевой на пост сенатора, очевидно, что внутриполитическая обстановка в Севастополе далека от стабильности. На это косвенно указывают не только поствыборные расклады внутри элит, но и имевшая место на завершающем этапе кампании волна «черного пиара», сопровождавшаяся грубейшими нарушениями избирательного законодательства. При этом, вероятнее всего, наиболее ожесточенная борьба развернется именно внутри расколотой «партии власти».
Николай Пономарев
Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП
Печать