Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников - о последствиях энергоперехода в Европе.
Европа движется к «цивилизационному самоубийству», — Джей Ди Вэнс, по словам вице-президента США, Европу подрывают высокие цены на электроэнергию из-за «фанатизма зеленой энергетики» и дестабилизирующая массовая миграция.
Несмотря на воодушевление среди ряда аналитиков, мол, вау, стоимость КВт (китайской) солнечной панели снизилась до уровня ниже, чем у газовых ТЭС, и далее начинаются фантазии о том, что скоро СЭС и ВЭС покорят мир... В обосновании приводятся графики LCOE (средняя расчётная стоимость производства электроэнергии на протяжении всего жизненного цикла электростанции) , сложные расчеты, а потом следуют мечты о бесплатном электричестве...
Но это все большая «зеленая» афера с хотя и серьезной математической моделью. И, конечно, с таким расчётным аппаратом, сложными формулами, ставками дисконтирования она выглядит нативно и продаваемо: целый макрорегион повелся на эту математику — Европа.
Но сработало классическое правило: гладко было на бумаге. Экономический итог массовой установки СЭС и ВЭС плачевный: цены электричества выросли кратно. Конечно, можно сказать, что у европейских инженеров проблемы с головой и руками и они все неправильно сделали. Но можно привести другой пример — Калифорния: «зеленый» штат, где цена электроэнергии в 2-3 раза выше, нежели в соседнем мазутно-газовом Техасе.
🔸Главная проблема в расчетах LCOE СЭС и ВЭС в том, что туда никогда не включают стоимость сетей. То есть априори считается, что провода до трансформатора — это затраты сетевых организаций, никак не участвующих в генерации. Но с учетом прокладки ЛЭП и строительства трансформаторов цена КВт от СЭС и ВЭС удваивается. Да, для газовой или угольной ТЭС тоже нужны ЛЭП, но их протяженность значительно меньше, а загрузка выше.
🔸Вторая проблема ВИЭ — это рваная генерация, которую приходится сглаживать. Модный способ сглаживания — промышленные аккумуляторы. У такого вида «генерации» тоже капекс и директор, главный инженер и т.д. И установка промаккумуляторов рядом с ВИЭ еще раз удваивает цену электроэнергии.
🔸Третья проблема в том, что СЭС и АкЭС вместе хорошо сглаживают дневные колебания спроса. Но есть же еще и годовые колебания: зимой потребление электричества растет, а генерация СЭС падает. Такое колебание можно сгладить только тепловыми ТЭС, где тоже есть капекс и инженер, регулярно требующий зарплату вне зависимости от уровня загрузки этой самой станции. А ведь к газовой ТЭС проложена газовая магистраль. И у нее тоже есть капекс и главный инженер. И даже если ТЭС нужна один день в году, все это хозяйство все равно нужно содержать весь оставшийся год. И это тоже включается в цену КВт-а.
По всей видимости, сейчас мы подходим к окончанию великого европейского крестового похода против угля. Вытеснив этот самый дешевый (часто местный) источник первичной энергии из баланса, страны Европы так и не смогли построить энергонезависимый регион.
Напротив, зависимость от внешних, крайне нестабильных поставок СПГ лишь возросла. Как и счета за электроэнергию. Продолжать энергопереход в таком виде, как он реализуется в Европе, экономического смысла нет. А если «зеленые» продолжат упорствовать, то он закончится сам собой, просто из-за истощения экономик Старого Света.