Какие ловушки расставил Запад для России в Стамбуле
Президент Франции Эммануэль Макрон сделал Москве последнее парижское предупреждение: либо прекращение огня до конца 12 мая, либо санкции.
В Кремле на этот ультиматум ответили так: Москва «настроена на серьёзный поиск путей долгосрочного мирного урегулирования» на Украине, но с ней нельзя разговаривать «языком ультиматумов».
Предложение Макрона — желание заключить мир или очередная ловушка, в которую Париж, Берлин, Варшава хотят заманить Москву?
Позиция Запада
«Теперь мы все должны быть благоразумными. Либо Россия настроена серьёзно и хочет мира, либо она несерьёзна и нам нужно вводить больше санкций. <...> Мы дали рамки. Всё понятно», — приводит France Info слова Макрона.
Благоразумие, по мнению Макрона, — прекращение огня с 12 мая минимум на 30 дней: не соглашаетесь на эти условия, получите новые санкции.
В Москве напомнили, что с 8 по 11 мая Россия соблюдала режим прекращения огня, призывая к нему и украинскую сторону. Однако Киев отказался от предложенного формата, выдвинув встречное условие: 30 дней без ведения огня. В МИД РФ подчеркнули, что в целом готовы рассматривать это предложение, но с оговорками — в частности, с учётом того, как именно Украина будет использовать это перемирие.
Разговаривая с Кремлём в ультимативной форме, Европа ждёт Путина в Стамбуле, куда должен 15 мая прилететь Зеленский для проведения переговоров.
Напомним, начало прямых переговоров инициировал глава российского государства: 11 мая Владимир Путин предложил Украине провести их в Стамбуле. Подробнее об инициативе президента РФ и реакции на неё можно прочитать здесь.
«Владимир Путин предложил прямой контакт с Владимиром Зеленским. Последний согласился, так что теперь Владимир Путин должен выполнить свою часть контракта. Он должен появиться в Стамбуле в четверг», — приводит BFM TV слова главы французского МИДа Жана-Ноэля Барро.
Оказывая давление на Москву, европейские лидеры отказываются выполнить одно из важных условий Кремля — прекращение поставок оружия Киеву. О каком перемирии можно говорить, когда Украину продолжают накачивать различными видами вооружения?
Президент США Дональд Трамп на этот вопрос не ответил. Он лишь заявил о готовности прилететь в Стамбул 15 мая, где Путин и Зеленский могут встретиться для урегулирования украинского конфликта, если сочтёт это «полезным».
«Как я понимаю, оба лидера будут там. Я раздумывал над тем, чтобы прилететь туда. Не знаю, у меня будет несколько встреч, но я думал над возможностью прилететь туда, если буду считать, что что-то произойдёт. <...> Я не знаю, где я буду в этот конкретный момент, я буду где-то на Ближнем Востоке, но я бы прилетел туда, если бы посчитал это полезным», — цитирует РБК слова Трампа.
Он также отметил, что от встречи 15 мая стоит ожидать «хороших результатов».
С 13 мая начинается официальная часть ближневосточного турне президента США. Он посетит Саудовскую Аравию, Катар и ОАЭ. Согласно пресс-релизу на сайте Госдепа, его будет сопровождать госсекретарь Марко Рубио, который после отправится в Анталью на неофициальную встречу глав МИД стран НАТО, где пробудет до 16 мая.
Трамп — «обнулитель» угроз?
Международный обозреватель Джереми Боуэн считает, что встреча Зеленского и Путина в Стамбуле не определена. А раз так, он сомневается — как в том, что она состоится, так и в том, что будет эффективной.
Одна из причин — позиция, которую занимает Трамп. Он игнорирует все европейские наработки и ведёт свою игру. По мнению Боуэна, Европа сегодня не может не только диктовать условия американскому лидеру, но и быть гарантом реализации собственных решений. Есть намерения, но нет рычагов давления для их выполнения.
Обещанные Парижем санкции Москва не воспринимает как нечто угрожающее — Россия за три года к ним уже привыкла, уточнил обозреватель. Следовательно, при помощи этой дубинки Владимира Путина за стол переговоров не усадить, приводят европейские СМИ слова Боуэна.
Ещё один признак слабой позиции Европы — отсутствие реального инструмента влияния на ход боевых действий на Украине, в отличие от Соединённых Штатов. Военная и разведывательная поддержка, которую ранее обеспечивала администрация экс-президента Джо Байдена, жизненно важна для Киева, подчеркнул обозреватель.
По прогнозам экспертов, к лету текущего года запасы вооружений, переданных Украине, могут быть исчерпаны. Это означает, что без новой волны американской помощи продолжение масштабных операций станет практически невозможным.
На этом фоне стремление Зеленского поддерживать контакт с Трампом выглядит прагматичным. Тем более что в бытность его президентом США уже были прецеденты, когда военная помощь Украине приостанавливалась — и ничто не мешает ему пойти на этот шаг вновь. Для украинского лидера поддерживать с Трампом хотя бы формально благожелательные отношения — это вопрос не дипломатии, а выживания, подчёркивает Боуэн.
На этом фоне идея переговоров в Стамбуле «выглядит формальной», считает эксперт. Для достижения какого-либо прорыва нужна мощная дипломатическая работа за кулисами, а сейчас её попросту нет, отметил обозреватель.
Никаких согласованных дорожных карт, технических протоколов, точек соприкосновения на утро 13 мая нет. Участие сторон до конца пока также не подтверждено.
Париж, Берлин, Варшава продолжают вырабатывать декларации, призывы и резолюции, но остаются на обочине больших политических игр, резюмирует Боуэн.
Ловушка для Москвы
Российские эксперты тоже не строят иллюзий по поводу грядущей стамбульской встречи.
Так, политолог Сергей Марков считает, что «противники России прямо врут» о том, что они требуют от Кремля «обычной дипломатической схемы»: сначала перемирие, потом переговоры о мире.
Также «они врут» о том, что «Россия предлагает не рабочую схему», подчеркнул Марков в Telegram. Как доказательство он привёл пример из истории:
«Первая мировая война. Переговоры о мире шли во время боевых действий. И по итогам переговоров война была остановлена перемирием на определённых условиях. А потом — условия нового мирового порядка».
Ещё один исторический факт — корейская война: сначала переговоры во время боевых действий, потом перемирие. По аналогичному сценарию проходили переговоры по завершению вьетнамской, Второй мировой, алжирской войн, уточнил политолог.
«Поэтому и для украинского конфликта дипломатической моделью должно быть: сначала переговоры, потом перемирие на определённых условиях. Перемирие без условий, — это кажется вообще дипломатическая экзотика. Как правило — трюк, обман одного из участников», — сказал Марков, не уточнив страну, которую могут обмануть.
Политолог Илья Гращенков в свою очередь напомнил, что Киев не планирует первым прекращать огонь: 15 апреля в Верховную Раду был внесён законопроект о продлении военного положения и новой мобилизации до 6 августа.
«Этот ход фактически аннулирует любые переговоры о перемирии или мирном договоре под эгидой США. Почему? Во-первых, ранее Кремль заявлял: «с Зеленским не договариваемся», а у той стороны и вовсе — запрет на переговоры с РФ. Во-вторых, в этой связи, у российской стороны к оппонентам не просто политическая неприязнь, а нечто посерьёзнее. В-третьих, продление военного положения отменяет выборы — а это ключевое условие Москвы для любых соглашений. РФ настаивает: «договор подпишем только с новым президентом». Правда, сейчас Москва предлагает переговоры «без предварительных условий». Многие считают это лишь отказом от перемирия на 30 дней, но согласие говорить с Зеленским — тоже важное изменение. Возможно, тут помогли США и к концу апреля Трамп, кажется, снял требование о выборах», — пишет политолог в своём Telegram-канале.
По его мнению, украинская власть продолжит саботировать мирные инициативы, поскольку время у обеих сторон «стремительно истекает», заход же на новый виток эскалации чреват для них «непредсказуемыми последствиями».
«Шансы выйти из конфликта политически — остаются и при помощи «дикой карты» в лице Трампа, в миллион раз выше, чем были до его избрания. Так что разыграть эту комбинацию не только можно, но и нужно, на что Кремль, вероятно, и рассчитывает», — подытожил Гращенков.
Роберт Вочовский