Директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников – о современной политике Франции.Всех трясет, у всех глобальная неопределенность. Но есть страны, где эти процессы приводят к неожиданным, казалось бы, действиям.
Вот Франция, где Елисейский дворец ведет кампании на многих фронтах. Внутри страны, расчищая политическое пространство. В Европе, пытаясь поймать в мутной воде рыбку побольше. Через океан, против новой команды Белого дома. На восток, против России. Все неслучайно. Здесь играют болезненные амбиции, подогретые рядом проблем. Вот Францию выгнали из Африки, которую она всегда считала своим задним двором. И Париж здесь видит козни Москвы. Вот против ее неоколониального присутствия поднимаются острова тихоокеанского региона. И снова обвинения во внешних интригах, что здесь Баку играет против Парижа.
Надо что-то делать, как-то подтверждать статус постоянного члена Совбеза ООН, одной из ядерных держав, страны, участвовавшей в формировании мировой архитектуры после Второй Мировой войны. Красивая история не совпадает с суровой реальностью.
Плюс внутренние потрясения. Неустойчивое правительство меньшинства. Постоянные отставки и проблемы с бюджетом. Летом президенту очень хотелось бы разогнать парламент и назначить перевыборы, но он не сильно популярен на фоне своих противников. И начинается расчистка политического ландшафта. И вот уже Марин Ле Пен осуждена за смешные вещи, которые в порядке вещей у всех депутатов Европарламента, но только ее за это снимают с политического забега. Да, это реальный политический террор против фаворита общественного мнения. Как в Румынии. Для Европы это теперь норма.
На этом фоне собираются различные европейские форумы, где красной нитью проводится идея распространения французского влияния на весь континент. Если из Африки выгнали, то самое время перебазировать свои части в европейские государства. План прост. Заместить американские ядерные арсеналы в странах ЕС на французские. А вместе с боеголовками, ракетами и бомбардировщиками привезти и ПВО, и обслуживающий персонал, и наземную охрану. И вот уже полное военное доминирование. А за ним и попытка экономического диктата. Не так глупо. Но не все согласны.
Кстати, о Белом доме, выставившем Европе свои условия экономического диктата. Здесь вопрос: как и кому разговаривать от лица ЕС с его нынешним хозяином? В Германии пока полноценного правительства нет. Кая Каллас? Урсула фон дер Ляйен? Если нужно посмешить окружающих, то да. Если ожидать результат, то навряд ли. Это шанс для Франции. И Эммануэль Макрон спешит им воспользоваться.
И, конечно, амбиции против России. Но здесь опять же хочется быть не один на один, а чувствовать за спиной поддержку и опору, для чего собирается так называемая «коалиция желающих» (группа стран, готовых деньгами и вооружёнными силами поддержать Киев в противостоянии с Москвой). Хотя по факту это и не коалиция, и большой массы желающих не обнаруживается. Поговорить европейские лидеры еще готовы, а вот тратить деньги электората и отправлять его умирать — не очень. Но для французского президента это опять-таки шанс выйти на международную политическую авансцену.
Кто-то же должен озвучить мнение как бы коллективного евроатлантического либерального блока перед Кремлем? Не доверять же это президенту Финляндии Александру Стуббу? Смешно будет. И тогда снова Франция.
В целом, на фоне больших проблем много как идей, так и попыток активности. Но весь этот французский задор пока в никуда. А дальше будет еще сложнее.
Ранее опубликовано на: https://vecherka-spb.ru/2025/04/14/dmitrii-solonnikov-v-sostoyanii-globalnoi-neopredelennosti