Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев – об особенностях губернаторских выборов в Приангарье. «Независимая газета» подготовила небольшой обзор региональных выборов. С авторитетным Ильей Гращенковым сошлись на том, что в контексте ярких кампаний по-настоящему интересны три региона. Это Иркутская, Костромская и Свердловская области.
Отдельно остановлюсь на
Иркутской области. Она бывает непредсказуема. Хорошо помню, как когда-то федеральные социологи прогнозировали на губернаторских выборах победу единоросса Ерощенко, а победил коммунист Левченко. Выборы в регионе всегда конкурентные.
В этот раз опытный Левченко снова может попытать счастья. Высокий результат, а лучше второй тур, стал бы для КПРФ прекрасной точкой входа в федеральные выборы 2026 года.
И в этом втором туре губернаторских выборов есть весьма серьезные интересанты. Среди них, например, обиженные губернатором Кобзевым энергетики. Ходят упорные слухи, что алюминщики тоже хотели бы, чтобы нынешний губернатор вел себя не как генерал, а как управленец и политик.
В новейшей политической истории России вторые туры стали редкостью. Но если региональная элита пусть даже латентно не заинтересована в усилении губернатора, если она привыкла к вольнице и собственной субъектности, если назначение по факту инерционное, если в Москве у главы региона с поддержкой и симпатиями не все однозначнои просто, если население готово поддержать оппонента губернатора даже не ради победы, а чтобы выразить свое отношение к нерешенным проблемам, то все возможно.
Тем более, что Кобзеву в последнее время явно не везет. Например, вчера 394 населенных пункта Иркутской области остались без света из-за сильного ветра. Паводок в Иркутской области в 2025-м тоже начался раньше обычного. Всему виной высокие для марта температуры. Такое впечатление, что жизнь Кобзеву решила осложнить даже стихия.
Как обычно для Приангарья, с элитами все непросто. Вопрос «заберут или нет Кобзева в Москву?» перед переназначением буквально висел в воздухе. Люди в теме говорят, что стиль его управления не нравится многим. Эксперты сходятся в том, что в Приангарье опять проявился «раскол элит»: у губернатора Кобзева появились тайные и явные противники, недовольные его действиями (или бездействием) в работе с бизнес-сообществом, в политическом поле и среди общественников.
Непубличная консолидация вокруг главного оппонента главы региона выглядит вполне возможной и даже вероятной. Как гипотетически возможен и саботаж среди муниципалов. Попытки решать проблемы по-генеральски, через колено, «на голосе», путем давления, могут вызывать обратный эффект. Качество и эффективность регионального управления предполагают умение слушать и слышать, учитывать интересы, договариваться, проявлять, где надо, гибкость. Это особенно важно в регионе, где там много серьезных интересов и серьезных игроков.
В общем, наблюдаем. Должны же хоть где-то быть интересные выборы пусть даже в формате «референдумного голосования». Кстати, в самом Иркутске выборы могут пройти в формате голосования за возвращение прямых выборов мэра, которое Левченко пообещал в случае победы.